Полюби учиться!

10 сентября 2015

Все Бэби-клубы радостно отметили День знаний — 1 сентября. В этот день особенно часто мы задумываемся о том, как же так сделать, чтобы все дети, уходя в школьную жизнь, продолжали искренне любить процесс познания! И в этом большую роль играет система образования и, конечно, семья и подход родителей к воспитанию и обучению.

От родителей школьников часто можно услышать: «У ребенка нет мотивации» или «Учится на одни двойки», «Отберу ноутбук, будет ему стимул»... И родителям приходится размышлять о том, как повысить мотивацию ребенка к учебе. Предлагаем поговорить на эту тему и разобраться, что нужно делать, чтобы в будущем вам не пришлось столкнуться с этим вопросом.

Внутренняя или внешняя?

Из чего же складывается интерес к выполнению того или иного дела, что такое мотивация?

Мотивация — это тесная взаимосвязь между умением сделать что-либо и желанием это делать. Одно без другого «работает» плохо.

Самой мощной силой в познании мира считается внутренняя мотивация, когда ребенок тянется к знаниям, ему доставляет удовольствие разбираться в какой-либо теме. В данной ситуации абсолютно не нужно внешнее влияние, ребенок сам прикладывает усилия для достижения желаемой цели. И полная противоположность этому — внешняя мотивация, когда какое-то действие стимулируется извне. Внешняя мотивация, как правило, связана не с самим процессом и даже не с результатом, а с вознаграждением за этот результат. Например, ребенок получит вкусное угощение, когда уберет свои игрушки.

«Я сам!»

Ребенок с самого рождения испытывает жажду исследования, желание быть самостоятельным. Он внутренне замотивирован. Поэтому так важно, не погасить в нем эту искорку.

Взрослые часто, даже не замечая этого, оказывают детям «медвежью» услугу. Например, малыш учится ходить, держится одной рукой, но уже пытается отпускать ее и неуверенно переступает ногами. «Осторожно, не упади!» — говорят ему заботливые родители и подхватывают на руки. Или ребенок постарше захотел налить себе воды в стакан. Реакция родителя может быть разной: «Подожди, я сама налью, а то кувшин уронишь», «Стой, держи стакан крепче — а то воду прольешь, я тебя знаю!».

Да, малыш еще неуверенно, но сам держит стакан с водой и, возможно, хочет сам поставить его на стол. А родитель останавливает его своими «подожди» и «уронишь». Ребенок пытался быть самостоятельным, но у него раз от раза отнимают возможность приобрести собственный опыт и навязывают информацию о том, что может произойти в случае неудачи. Стимулирует ли это малыша к дальнейшей самостоятельности? Нет. Если все время ограждать ребенка от приобретения собственного опыта, желание исследовать новое будет угасать, не войдет в привычку и принцип жизни.

Кроме того, видя такую реакцию взрослых, у ребенка тает вера в свои способности или появляется страх допустить ошибку. Все это приводит к нежеланию даже пробовать делать что-то новое или вовсе к уверенности в том, что ничего не получится.

Задача родителей — быть хорошими наблюдателями. Если ситуация не угрожает жизни и здоровью ребенка — нужно дать ему свободу исследовать окружающий мир, позволить проявить самостоятельность. Те «уроки», которые он усвоит будучи малышом станут главными в сознательной жизни.

Отношение определяет результат

Многочисленные социологические исследования показывают, что с каждым годом у школьников угасает интерес к получению новых знаний. А причина в том, что одного интереса к новой информации человеку недостаточно, нужно чувствовать еще и определенное отношение к себе со стороны окружающих. Так, сама личность учителя (и родителей) — его характер, принципы общения и искреннее отношение могут как мотивировать, так и демотивировать.

Стремление к признанию и вниманию является еще одной человеческой потребностью. И, конечно, каждый ребенок хочет сам что-то делать и при этом ощущать себя способным и любимым.

Взрослые должны всегда давать детям возможность исправлять свои ошибки, помогать им в этом и не слишком часто озвучивать отрицательные оценки их деятельности. Важно почаще хвалить ребенка и гордиться им уже за то, что он пробовал, трудился. Можно преподносить материал, нарочито подчеркивая: «Это очень трудная задача!» А когда он справится с ней, обязательно отметить, какой ребенок молодец, что сам все сделал. Такой настрой приучает ребенка верить в себя, не бояться новых задач, новых ситуаций.

Советы Save motivation

И напоследок несколько советов, которые помогут вам сохранить в ребенке внутреннюю мотивацию:

  1. Детей младшего возраста обязательно хвалите за успехи — для них это очень важно. Так остается мотивация учиться дальше.
  2. Чтобы ребенок учился охотно, нужно на своем примере показывать, как вы постоянно стремитесь к новому.
  3. Исключите из своих комментариев категоричные оценки — не давайте ребенку повода стеснятся своего непонимания и боятся плохой оценки.
  4. Если ребенок говорит, что терпеть не может историю, ни в коем случае не говорите ему: «Нет, ты не понимаешь, на самом деле это очень интересно. Ты просто ленишься читать!» — так вы отрицаете чувства ребенка и, по сути, не слышите его. Ответить нужно по-другому: «Скажи, а что именно тебе не нравится? Конкретно этот персонаж? А как бы ты поступил на его месте? Смотри, есть еще вот этот политик, который считал так же, как и ты...» Отвечая так, вы подтверждаете, что понимаете негативные чувства ребенка, вы на его стороне. Так с вашей помощью ребенок даже в нелюбимом предмете найдет для себя интересные факты.
  5. Вместо критики и советов уважайте и признавайте чувства ребенка. Если его все время критикуют, ему трудно задуматься над своей проблемой. Но если вы скажете о том, что понимаете его огорчение, например, из-за того, что не смог справиться с заданием, ваша реакция поможет ребенку сосредоточиться и даже самому найти решение. Лучше помогите ребенку, с помощью наводящих вопросов, прийти к нужным выводам.
  6. Не прерывайте чувства детей, не игнорируйте их. Чувства людей проходят несколько этапов: начало, переживание чувства, максимум и постепенное угасание. Прерванные чувства «не прокручиваются» до конца, а уходят вглубь и впоследствии мешают в жизни. Поэтому не говорите ребенку: «Здесь нечего бояться!», «Да, что ты переживаешь, все через это проходят». Это иллюзия, что вы успокаиваете ребенка — так он копит непережитое в себе. Проговорите, переживите проблему вместе, и ребенок сам сможет сделать вывод, как вести себя.
  7. Принимайте чувства ребенка даже в том случае, если вы вынуждены призвать его к прекращению неприемлемого для вас поведения. «Ты все еще расстроен из-за того, что у тебя не получилась аппликация, но не следует пинать стол. Лучше расскажи мне о том, что тебя тревожит, или... можешь все это нарисовать». Детям легче изменить поведение, когда их чувства поняты.
  8. Создайте для ребенка пространство, где ему комфортно и ничто не подавляет его инициативу. Как писал Толстой, «ум человека может действовать только тогда, когда он не подавляется внешними влияниями».
  9. Не спешите использовать систему вознаграждения ребенка за выполнения каких-то заданий или поручений. Да, у детей появится мотивация к выполнению задания. Но само задание ему не будет интересно, и выполнятся оно будет поверхностно. Процесс размышления проходит совершенно по другому сценарию — не формируется тот исследовательский навык, который в будущем не раз поможет провести аналогию с другой задачей и решить ее.
    Можно говорить о каких-то поощрениях, просто не нужно вводить этот метод как постоянно действующую систему. Задача родителей — искренне порадоваться успехам ребенка и вместе отметить, например, каким-то радостным событием.
  10. Помните, что именно постоянное утомление может привести в тупик — к нежеланию познавать дальше, узнавать новое, потому что оно в сознании закрепилось как что-то непосильное.

Желание исследовать мир, внутренняя мотивация заложены в каждом из нас с самого рождения. Задача взрослых — не ограничивать детей в этом естественном стремлении, тогда в будущем не возникнет вопросов о повышении мотивации.