Бэби-клуб
8 800 100 20 24

Время в жизни малыша

5 июня 2015

Чувство времени хорошо развито даже не у всех взрослых, ведь время — абстрактное понятие, его нельзя пощупать или увидеть. Что уж говорить о том, как его воспринимают дети... Пройдет несколько лет, прежде чем ваш малыш научится четко осознавать протяженность времени, пользоваться часами и планировать свое время.

Понимание времени — категория непростая, но уже вскоре после рождения малыш чувствует его течение: он привыкает к режиму кормления, чувствует и видит смену дня и ночи. Становясь чуть старше, он уже более четко осознает смену времени суток, овладевает понятиями «утро, день, вечер, ночь». Чуть позже ребенок узнает о временах года, месяцах, днях недели. Все эти категории плавно подведут малыша к знакомству с часами.

Для ребенка время часто связано с каким-то конкретным событием. Он никогда не скажет: «Я был на море в июне», «Я ел мороженое в три часа», а скажет: «Я познакомился с Никитой, когда был на даче» или «Я ел мороженое, когда мы ходили в зоопарк». Часы являются средством, с помощью которого можно научить ребенка ориентироваться во времени и определять его. В Бэби-клубе мы уделяем этим навыкам большое внимание и хотим рассказать о том, как в домашних условиях можно ненавязчиво и с интересом знакомить ребенка с часами.

Элементарный...

Используйте часы с большими четкими цифрами и легко вращающимися стрелками. Или пусть это будет макет часов, на котором отражены только часы (без минут) и присутствует одна часовая стрелка.

Расскажите ребенку, что эта стрелка показывает именно часы и поэтому называется «часовая». Покажите, в какую сторону она движется, и скажите, что такое направление движения называется «по часовой стрелке». Пусть ребенок покрутит стрелку в нужную сторону. Отработайте с малышом понятие «ровно час» — такого грубого разделения для начала будет достаточно. Для этого установите стрелку на какой-то определенный час и проговорите с ребенком, что это, например, «три часа ровно». Когда малыш освоится, попросите его выставить какое-нибудь время. После отработки этого навыка выставляйте часовую стрелку на определенный час и научите ребенка определять и показывать положение часовой стрелки через час (два и т. д.) или, наоборот, час назад (два и т. д.).

Базовый...

Когда малыш освоится с часовой стрелкой, можно начинать знакомство с минутной. Добавьте ее на макет часов. Обратите внимание ребенка, что минутная стрелка — длинная и тонкая, а часовая — короткая и толстая. Прежде чем переходить к следующему этапу, закрепите знания малыша о часовой и минутной стрелках, пусть он научится четко их отличать.

Расскажите, что за один час минутная стрелка проходит целый круг и когда часовая стрелка показывает «ровно» час, два и т. д., минутная стрелка всегда поднята ровно вверх на отметку 12. Теперь отработайте понятие «ровно» с часовой и минутной стрелками.

Подчеркните, что знать время важно, чтобы никуда не опаздывать. Нарисуйте дома плакат, на котором будут изображены большие часы с обозначением определенного часа и события из жизни ребенка, которое этому времени соответствует. Например, в 8 часов ребенок встает: на картинке изобразите часы со стрелкой на 8-ми часах, а рядом изображение утреннего подъема, процесса умывания, завтрака. Для начала достаточно будет 4–5 событий, повторяющихся каждый день в одно и то же время в разное время суток. Спрашивайте малыша: «Во сколько мы ходим на прогулку?» или «Во сколько мы смотрим «Спокойной ночи малыши?». Ребенок, глядя на часы-картинку, будет учиться называть время. Постепенно можете менять события и, соответственно, время. Так ваш малыш без труда освоит базовые навыки.

Продвинутый уровень

Потом постепенно переходите к половине. Покажите малышу, где стоит стрелка на циферблате, если прошел не целый час, а половина. Пусть он потренируется устанавливать минутную стрелку на половину часа и называть время.

Когда все вышеперечисленное будет отработано и малыш научится ориентироваться, можно идти дальше. Переходите к положению минутной стрелки, когда проходит 5, 10, 15... 60 минут. Используйте для этого макет часов, на котором около цифр, изображающих количество часов, есть цифры, показывающие количество минут.

Умение определять время по часам — навык нелегкий, поэтому, чтобы ребенку было легче и интереснее осваивать это умение, важно показать его ценность. Малышей можно заинтересовать временем, если связать его с событиями, которые им близки и интересны: например, просмотр интересных передач, поход на прогулку, в Бэби-клуб и т. п.

Умение определять время и ориентироваться в нем послужит в будущем для малышей основой формирования способности планировать свою деятельность, а значит — успевать делать много интересного в течение целого дня, месяца... и на протяжении всей жизни!