Мышление не простое, а критическое

10 апреля 2015

На занятиях в Бэби-клубе мы помогаем развивать критическое мышление детей. Наши специалисты всегда общаются с малышами на равных, выслушивают их размышления и находят решения, кото­рые удовлетворяют каждого.

Есть небольшой отрезок в на­шей жизни, в течение которого мы приобретаем значительно больше, чем за всю последую­щую жизнь. Это наше детство, а точнее — период с рождения и до трех лет. С этим мнением согласны педагоги и психологи, и мы уверены, что многие мамы и папы тоже.

Подтверждает этот факт и опыт легендарной личности в сфере раннего развития — Масару Ибуки, автора книги «После трех уже позд­но». В книге представлены многочис­ленные примеры, подтверждающие влияние раннего жизненного опыта на дальнейшую судьбу человека. Именно в это время происходит, говоря науч­но, качественный скачок в развитии ребенка. И та информация, которая «попалась» на пути малыша, усвоена и осмыслена для использования в буду­щем — это фундаментальные знания.

Но и после трех лет ребенок продол­жает активно познавать мир и разви­вать свои способности. Давайте обо всем по порядку.

Наглядные образы

В возрасте полутора лет у детей начинает развиваться наглядно-об­разное мышление — с его помощью решаются задачи с реальными предметами. Попросту говоря, чтобы ответить на тот или иной вопрос, ребенку нужно держать в руках сам предмет, видеть его и чувствовать.

К 4–5 годам, когда наглядно-образное мышление уже сформи­ровано, детям достаточно только представить себе нужный пред­мет — вспомнить его образ. Такая способность решения задач в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер. То есть в них отображаются не все особенности предмета, а только те, которые имеют значение для решения определенной задачи или ответа на поставленный вопрос. В сознании ребенка уже возникают схемы, модели, он способен обобщать и анализировать информацию, которую получает из внешнего мира. А значит, пора помочь ему развить критическое мышление.

Критически мыслить важно!

Почему так важно развивать у детей не просто «мышление», а именно «критическое мышление»? В чем разница? В современной психологии есть несколько трактовок понятия. Если их обобщить, то критическим мышлением называется сложный мыслительный процесс, который начинается с получения ребенком информации и заканчивается принятием обдуманного решения и формированием собственного отношения. И мы, взрослые, в этот момент отчетливо видим, что у детей проявилась способность ставить но­вые вопросы, вырабатывать аргументы в защиту своего мнения и делать выводы. Они могут уже не только интерпретировать, но и анализировать информацию. Критически мыслящий ребенок, опираясь на логику и на мнение собеседника, всегда сможет объяснить, почему он с ним согласен или не согласен.

Пожалуйста, не думайте, что все это слишком трудно для дошкольников. Так может показаться лишь в теории, но на практике родители могут каж­дый день видеть проявления критического мышления у ребенка. Вечный детский вопрос «почему?» — самый яркий пример развивающегося кри­тического мышления. Малыши всегда хотят знать причины человеческих поступков, природных явлений, событий, свидетелями которых они явля­ются. А если ребенком движет любознательность, ни в коем случае нельзя отмахиваться от его вопросов. Ведь игнорируя их, лег­ко отбить интерес к познанию. Важно с вниманием отнестись к стремлению ребенка узнать все и обо всем. Именно взрослые могут помочь ему объективно оценить факты, сделать выводы из полученной информации и лишь после этого сформировать свое отношение к ней.

Приведем еще один пример из повседневной жизни. Дети часто бывают не согласны с родителями или с другими детьми. В такой ситуации родителям нужно задать ребенку вопрос: «Почему ты не согласен?». Если ребенок может обо­сновать свою позицию, значит, он и сам задает себе вопрос: «Почему я так считаю?» И это говорит о высоком уровне развития критического мышления. Если же ребенок не понимает, почему он сделал тот или иной вывод, и не знает, как доказать свою правоту, родители должны помочь ему. Именно самые близкие люди смогут так построить общение с ребенком, чтобы он научился раз­мышлять критически на разные темы.

Развивать или не развивать?

Пришло то время, когда очень многие педагоги стали выражать беспокойство по поводу слабого развития критического мышления у дошкольников. К сожалению, об этом задумались лишь недавно. Раньше существовал такой стерео­тип: «Послушный ребенок не спорит со старшими». Во многих семьях и образовательных системах стерео­тип жив и по сей день. Детям часто приходится слышать: «Не спорь. Не задавай лишних вопросов. Про­сто делай то, что тебе говорят». Эти принципы уже очень плохо согласу­ются с реальностью.

Здесь нужно помнить еще о том, что иногда игра в «по­чемучку» — это способ привлечь к себе внимание родителей. Если таким образом ребенок «подает сиг­нал»: «Мне вас не хватает!» — каждо­му родителю необходимо задуматься. Ни в коем случае нельзя пропускать такие «сигналы» мимо ушей, нуж­но решить этот вопрос вовремя.

Естественно, нет ничего плохого в уважении к старшим, в вежливом общении с близкими людьми. На­оборот, это прекрасная традиция, которую обязательно нужно сохра­нять в семье. Но ведь это совсем не значит, что нужно лишать ребен­ка желания познать истину. Плохо именно то, что это желание может так и не возникнуть, если ребенку не давать возможности выражать и доказывать свою точку зрения! Нам, взрослым, важно научиться разделять — уважительное отношение к старшим и естественное желание осознать и объяснить свою детскую позицию умудренным жизненным опытом родителям.

Сейчас в большинстве новых учебных программ одним из важ­нейших «требований» становится умение детей критически мыслить. Для успешной учебы в первом клас­се уже мало просто уметь читать, писать и считать, еще нужно ре­шать простые логические задачки, делать выводы после прочтения ко­ротких текстов. Иногда даже нужно спорить с учителем и доказывать свою правоту. Возможно, кто-то и удивится, но и такие задания вхо­дят в современные учебные про­граммы.

Чтобы ваш ребенок был по-настоящему готов к школе, нач­ните развивать у него критическое мышление как можно раньше. Этим вы поможете малышу легко воспринимать все новое в будущем.

 Все статьи блога

— Смотрите встречу с автором метода критического мышления Оскаром Бренифье на Бэби-клуб ТВ