Бэби-клуб
8 800 100 20 24

Обижен в детстве — несчастен всю жизнь

14 августа 2015

Все мы родом из детства, а это значит, что многие привычки пришли с нами именно с тех времен. Да, рождаемся мы с уже вполне определенными особенностями, но дальше наши характеры «обрабатываются» событиями, временем, воспитанием и в процессе общения. Мы задумались о том, какие слова или действия самых близких могут не лучшим образом повлиять в будущем на взаимодействие ребенка с родителями и с окружающими людьми. Более того, некоторые фразы с легкостью используют более 90% родителей, а тем временем это травмирует детей на всю жизнь.

Мы расскажем о нескольких вариантах поведения родителей, об их последствиях и предложим, как по-другому выйти из той или иной ситуации, чтобы ребенок не обиделся и не закрыл для себя дальнейшие пути развития и самореализации.

6 обидных ситуаций глазами ребенка

— Мне так плохо и больно, а взрослые не проявляют ни капельки сочувствия... Никто меня не понимает...

Вспомните, когда ваш еще маленький малыш вдруг падает, ударяется и начинает плакать. Вы, искренне желая помочь малышу, часто говорите: «Ну что ты, ладно, не больно, не больно уже. Не плачь. До свадьбы заживет!» Но задумайтесь, как ребенок в действительности воспринимает такое «утешение»? Разве ему на самом деле не больно? Конечно, больно, и даже очень больно, раз заплакал. И выводы малыш делает совсем для себя не утешительные: «Меня совсем не понимают. Ведь мне же больно!»

Подсказка, как правильно вести себя в этой ситуации, есть в слове «сочувствие», а вернее в приставке «со». Смысл заключается в том, что «я вместе с твоими чувствами, я понимаю и сопереживаю с тобой то, что ты сейчас чувствуешь».

И давайте теперь посмотрим на ситуацию «упал-больно» с этой точки зрения. Что сейчас чувствует ребенок? Ему действительно больно! И если вы просто скажете: «Ой, так больно? Давай поглажу!» — вы увидите, что реакция у ребенка будет совсем другая. Он успокоится значительно быстрее, потому что вы сразу поняли, что он чувствует, и ему не нужно это доказывать и расстраиваться, что взрослые его не слышат.

По аналогии можно разобрать и пример, когда ребенок разбил чашку. Одна из эмоций, которую он может испытать в самом начале, — это страх. Чашка совершенно неожиданно выскользнула из рук и разбилась с громким звоном — конечно, испугаться можно. Попробуйте просто сказать ребенку: «Испугался? Так все неожиданно произошло». И вы увидите, что ситуация будет раскручиваться по совершенно другому сценарию.

— Опять меня сравнивают с другими детьми. Неужели я для них недостаточно хорош? Что мне еще сделать, чтобы меня любили?

Каждая мама хочет, чтобы ее малыш был умным, творческим и талантливым. Но есть здесь одна ловушка. Откуда-то взялось в нашем менталитете понимание, что нельзя, чтобы свой ребенок был хуже остальных. Чтобы считал не хуже Ванечки, чтобы прыгал так же, как Петя и т. д., а лучше, чтобы лучше всех. И родилось ложное убеждение, что если ребенку ставить в пример другого, успешного в чем-то сверстника, то мотивация быть лучше будет расти, за образцом тянуться будет ребенок. Но вот практика показала, что сравнение: «Посмотри, у соседей Сережа как хорошо учится? Не то, что ты. Неужели ты хуже него?» — не внушает ни толики уважения к «образцу», а вызывает только ненависть к нему. А самое главное — ребенок обижается на родителей и приходит к простому выводу: «Ну вот, я плохой, не то, что этот... Сережа. Меня не любят». Уверены, что и вы вспомните подобный пример из своего детства и вспомните свои чувства.

Пожалуйста, подумайте о чувствах ребенка, о том, что подобные сравнения будут мешать ему реализовывать его сильные стороны. Ведь совсем не обязательно, что вашему Мише нужно уметь считать так же круто, как Танечке — у него, скорее всего, другие таланты! Может, он умеет так смешивать краски и такие невероятные оттенки получать, что нужно сразу бежать в художественную школу! Или, если ваш активный малыш — чемпион чемпионов по всем спортивным дисциплинам, то не нужно от него требовать усидчивости за учебниками все выходные. Для него движение — жизнь, и такое «наказание» нисколько не приблизит его к отличникам Пете и Маше. И вообще, дайте ему возможность достичь своих рекордов в беге на длинные дистанции, например.

Не отнимайте у детей желание заниматься любимым делом. В гонке за успехами других, они теряют свою индивидуальность, данную им от рождения.

— Даже родители меня не поддерживают. Значит, брошу я все... и все.

По одной из легенд однажды маленький Карузо прибежал из школы в слезах и пожаловался: «Мама! Учитель пения сказал, что у меня голос — как будто ветер в трубе завывает!». Страшно подумать, что мир мог бы никогда не услышать великого тенора, если бы не эта мудрая женщина. Она сказала: «Ну, что ты, сынок! Не слушай никого. Ты поешь, как самый прекрасный соловей в мире! Я это точно знаю».

Кто как не родители могут первыми увидеть, с каким характером рожден их ребенок, что у него лучше всего получается? И именно мы должны всегда поощрять начинания малышей, чтобы он совершенствовал свои умения. Да, сначала может показаться, что слуха нет, но ни в коем случае не говорите: «Что это за дурацкую мелодию ты напеваешь? Вообще, лучше не пой, тебе как будто медведь на ухо наступил». Быть может, этими неосторожными словами вы отобьете у ребенка всю охоту к творчеству, и он только годам к 40 вдруг поймет, что карьера юриста не доставляет ему удовольствия. А далеко не каждый сможет тогда набраться смелости, бросить все и заняться музыкой, которая всегда отзывалась в душе теплом, но которая так старательно игнорировалась из-за детских воспоминаний... Как важно было в детстве услышать: «Малыш, тебе нравится петь и сочинять музыку? Давай сходим с тобой на музыкальный концерт», а еще — «Может, тебе будет интересно узнать о музыке больше? На каком инструменте тебе хотелось бы научиться играть? Давай найдем музыкальные курсы/школу!»

Избегайте говорить своим детям, что вы не верите в их успех — не закрывайте им двери на пороге открытий. Постоянно говорите им: «Ты можешь! У тебя получится!» — это окрыляет и помогает горы свернуть на пути к своей мечте.

— Снова они насмехаются... Как обидно! Похоже, лучше стать незаметным и ничем не выделяться...

Представьте картину. Ребенок пяти лет самостоятельно подобрал себе гардероб и собрался идти гулять. Возможно, с вашей точки зрения, цвета не очень сочетаются и фасоны разные, да и выглядит все как-то смешно. Ни в коем случае не насмехайтесь над малышом, не убивайте в нем желание экспериментировать — это его природная любознательность, которая не раз поможет ему в жизни. Насмешка только уменьшит доверие к вам и миру.

У ребенка должен сформироваться свой вкус, он учится быть не таким, как все, ищет себя и свое место в этом мире. Быть может, он еще привнесет новые веяния в мир моды, потому что ему дали возможность мыслить нестандартно, творчески.

— Мне так страшно, когда мама кричит на меня... Хоть бы мне сквозь землю провалиться. Наверное, ей было бы легче, если бы меня совсем не было.

Здесь вроде все понятно — кричать на детей нельзя, но иногда мы все же срываемся. Если быть честными с самими собой, то зачастую мы кричим на них даже не из-за их поступков или проказ, а из-за того, что в этот момент плохо именно нам самим: не заладилось на работе, поругались с мужем, не выспались и т. п. А поступок ребенка стал последней каплей.

Важно понимать, что эта так называемая воспитательная мера может только сформировать у ребенка страх перед взрослыми и уменьшить доверие к вам. Но если все-таки это произошло, обязательно попросите прощения у ребенка и прокомментируйте свое поведение: «Прости, я был не прав, что накричал на тебя. Просто у меня сейчас трудности на работе, и мне сейчас непросто. Я буду стараться держать себя в руках, чтобы мое плохое настроение на тебе не отражалось».

— Такое ощущение, что меня не существует... Родители меня просто игнорируют...

Это, пожалуй, самое страшное. Если ребенка не замечают, не считаются с его мнением, редко играют вместе — рано или поздно малыш начнет думать, что он не такой, как все дети. Наверное, он делает что-то не так, он плохой.

Вспомним эксперимент японского учёного, который показал всему миру опыт с растениями. Три одинаковых зернышка были посажены в три баночки. Каждое утро, проходя мимо первой банки, ученый здоровался с росточком и говорил ему ласковые слова. Перед второй банкой он кричал и обзывал растение обидными словами. Третий росток он просто игнорировал: не глядя, проходил мимо. Так прошел месяц. Первый росток колосился сочным зеленым цветом во всю ширину подоконника, второй — совершенно высох, а третий — загнил!

Дети подобны зеленым росткам: поливайте их, согревайте их своим теплом и любовью, защищайте и поддерживайте их. Если дать им все возможности стать крепкими, не сдерживать их естественное стремление к росту и не пытаться сделать из ёлочки яблоню, из них вырастут уверенные в себе и своих возможностях люди, способные творить великие дела.

Берегите своих детей! И всегда помните — первые детские годы продолжаются всю жизнь...