Гипер- или гипо... Как найти баланс?

10 июня 2015

Многим знакомы такие психологические термины, как гипо- и гиперопека. Предлагаем вместе поразмышлять, в чем, собственно, опасность «увлечения» тем или другим.

Очень часто складывается так, что мамы и бабушки «практикуют» гиперопеку, постоянно контролируют ребенка, не пускают никуда одного, отбирают все, за что он хватается, в страхе, что «убьется, разобьет, обрежется». И при этом в таком ритме воспитания очень быстро устают и даже иногда жалуются, что с малышом очень не просто... сам он еще ничего не умеет, но всегда требует «Я сам! Сам!» Представители сильной половины человечества — папы и деды — чаще придерживаются другой точки зрения. Пусть, мол, ребенок сам набивает шишки — до свадьбы заживет, зато запомнит, что в этой жизни да как «работает» и уму-разуму научится. Встречается и такое мнение, что ребенок любого возраста должен сам научиться занимать себя и не мешать при этом взрослым...

Кто же прав? Вроде бы оба подхода можно понять и найти аргументы «За». Но при этом каждый из этих типов воспитания таит в себе определенные опасности для развития маленького человека. В первую очередь давайте зададим вопрос: «Что же нужно самому малышу?»

Эксперимент

Мы неустанно продолжаем повторять, что возраст до 3 лет — период интенсивного познания окружающего мира. При этом знакомство с ним происходит именно в действии, в экспериментах! Для взрослых лужа — это ужасная грязь и сплошная зараза, а для ребенка — неизведанное море, которое живет по своим законам, возникает неизвестно откуда, а что внутри лужи... даже трудно себе представить! Надо проверять. И точка. Например, если в лужу ничего не бросать, то можно увидеть там какого-то ребенка или «О! Так там тоже я!», а если бросить камешек, то вода будет «волноваться» удивительными кругами... Столько ярких открытий и впечатлений, о которых всегда так хочется рассказать маме, папе и всем-всем-всем. И поэкспериментировать снова, чтобы проверить, а что будет, если топнуть по луже ногой или засыпать ее песком?

К слову, сейчас так много всяческих приспособлений/одежды для «экспериментального гуляния», когда можно в той же луже чуть ли не сидеть, и при этом не мокнуть. Зато бесценный опыт будет приобретен в полной мере. По-нашему, прекрасная золотая середина — и забота о здоровье, и удовлетворение жажды экспериментов.

«Повторюшки»

В этом возрасте для ребенка особенно ценны и его наблюдения за взрослыми. Все, что делают они, безумно интересно, и всегда хочется попробовать самому. Так, любой предмет, побывавший в руках у мамы, обладает просто магнетической силой, притягивая внимание малыша. Мыть посуду, включать чайник, месить тесто, звонить и говорить по телефону, рулить в конце концов — это лишь маленький список действий, которые ваш малыш хочет за вами повторять. Задача взрослого человека — быть образцом тех или иных действий и помощником в совместных занятиях (понятное дело, советчиком, а не «надзирателем»). При этом важно учитывать желание ребенка. Необходима ли ему ваша помощь? А если «Да», то в какой форме? Для одних будет комфортно, чтобы взрослый поддерживал тяжелую лейку для полива цветов, другому малышу, наоборот, будет особенно важно сделать это самому — и пусть он даже немного прольет воды, уж точно не беда.

Возможные последствия...

Гиперопеки

  • неуверенность, боязнь ошибиться
  • беспомощность
  • неумение достигать цели
  • агрессия, непослушание, своевольность (как способ вырваться из-под опеки)
  • зависимость от чужого мнения, негативного влияния других людей

Гипоопеки

  • замкнутость, тревожность, равнодушие
  • неуверенность, страхи
  • несформированные навыки
  • непослушание, агрессивность (как способ привлечь внимание)

Здесь для любого ребенка важно отношения взрослых к его действиям. Внимание и доброжелательность, соучастие и искреннее сочувствие придают малышу уверенности в себе, формируют понимание того, что его занятия важны для родителей и они радуются его успехам и опыту вообще.

Благие намерения

Мы нисколько не сомневаемся, что все тактики воспитания детей вырастают из благих намерений. Но давайте на секунду остановимся и задумаемся, как сделать так, чтобы наша забота не переросла в «тотальные запреты», а наша назидательность не привела к формированию многочисленных комплексов.

• Заботясь о здоровье и безопасности, обеспечьте для малыша безопасную обстановку. Все опасные предметы (лекарства, бытовая химия, иголки, ножницы) разместите вне досягаемости для ребенка. То, что представляет для вас большую ценность, также уберите подальше. Забудьте про миллион «Нельзя», спокойно и, внимание (!), многократно объясняйте малышу, что и как в этом мире устроено.

• Чаще выражайте ребенку свою любовь к нему, оказывайте ему эмоциональную поддержку (мало придерживаться принципа «сыт-обут-одет»). Малышу нужно ощущение уверенности, что в трудный момент его не оставят одного. Так он приобретает доверие к миру — в этом стимул к его развитию.

• Не стремитесь к абсолютной власти над малышом.

• Чаще играйте с ребенком.

• Не живите вместо ребенка, отбирая у него опыт. Если ребенку нужна ваша помощь, помогите ему. Но только в том, что он действительно не может сделать сам. По мере освоения им новых действий постепенно передавайте их под его собственный контроль.

• Если ребенок не просит помощи, не вмешивайтесь в дело, которым он занят. Своим невмешательством вы выражаете ему свое доверие.

• Поощряйте стремление малыша к самостоятельности. Даже если ребенок сделал что-то неправильно, занимаясь каким-то делом, деликатно постарайтесь помочь ему исправить ошибку. Не выступайте в роли равнодушного надзирателя: «Вот, видишь, больно — в следующий раз будешь знать, куда лезть не надо...» или «Мужчины не плачут!» Такое отношение в будущем приведет только к тому, что ребенок не будет чувствовать и распознавать страдания близких.

• Не делайте ребенку замечаний там, где ему не по силам справиться с трудностями. Не пренебрегайте знаниями о потребностях маленьких детей — всегда принимайте их во внимание.

• Принимайте стремление малыша участвовать в домашних делах. Даже самый маленький ребенок может с помощью мамы вытереть стол, полить цветы, «постирать» рядом с ней свой фартучек или платочек. Дайте ему почувствовать, что он ваш помощник, что вам важно его участие.

• Всегда отвечайте на вопросы ребенка-"почемучки«. Здесь важно КАК отвечать — опять же «за и вместо» ребенка? Или (не торопясь!) дать ему возможность самому подумать, предложить варианты и найти ответ. Как, например, нужно ввинчивать лампочку в люстру?

Необходимо придерживаться такой стратегии воспитания, при которой соблюдается баланс между общением и самостоятельной деятельностью ребенка, между обеспечением его безопасности и предоставлением ему свободы.

Смотрите на жизнь не только своими глазами, но и глазами ребенка!