Игра на публику

27 апреля 2015

У Бэби-клуба есть настольная книга — «Рожденные с характером» (скачать в pdf можно здесь). Это книга основателя нашей сети Евгении Белонощенко, которая (а на самом деле которые — и Женя, и книга :) помогает разбираться в характерах и поступках людей, понимать особенности каждого и правильно общаться с детьми.

Каждый день в клубах сети появляются новые примеры, связанные с родителями, их детьми и... особенностями характеров. Поэтому вполне логично, что книга все время продолжается в жизни — более детально и применительно к конкретным ситуациям.

Сегодня речь пойдет о самых эмоциональных людях. Из восьми векторов (по классификации, представленной в книге) именно «зрительники» настолько ярко все чувствуют и выплескивают свои эмоции, что иногда кажется, что их слишком много. Им свойственны резкие перепады настроения. Они творческие и легковозбудимые люди. Их жизнь — театр! И чем больше зрителей они соберут вокруг себя, чем больше внимания привлекут к своей персоне, тем удачнее будет их день. Им физиологически необходимо выражать себя ярко, на публику.


Одной из крайних точек проявления характера «зрительника» становится истерика. Возникает она именно тогда, когда эмоции не нашли другого выхода — их накопилось так много, что сдерживаться уже невозможно. И любое событие может повлечь за собой почти неконтролируемый уход в истерику. Но, зная за собой или за своими детьми такую черту характера, можно научиться предупреждать истерики и выходить из них без нервных потерь.

Заглянем в детство

Атмосферу детского магазина вдруг разрывает звонкий крик:
— Мама, я хочу эту куклу! Купи, купи, купи!
— Мы же не собирались покупать тебе игрушки, и потом их у тебя и так очень много!
— Я всегда мечтала именно о такой кукле!
— Давай купим тебе ее на день рождения.
— Нет, хочу сейчас! Сейчас! А-а-а!

И вдруг у всех на глазах маленькая ангелоподобная девочка в белом платьице падает на пол, стучит руками и ногами и превращается в источник невероятного шума. Мама пытается успокоить дочку, но слова не помогают. Покупатели оборачиваются, с укоризной смотрят на маму и в их глазах читается упрек: «Как так, собственного ребенка успокоить не может, и вообще, невоспитанный ребенок какой...»

Практические советы и действия для мам зрительных детей:

  1. Не самым лучшим вариантом является «Лежи здесь, успокоишься — придешь!» А если это общественное место, то комментарии прохожих могут дополнительно только испугать восприимчивого ребенка и слез будет еще больше. С одной стороны, правило «Нет зрителей — нет истерики» работает, но маленький ребенок часто еще не может совладать со своими эмоциями. Ему нужно помочь выйти из этого состояния и ни в коем случае не криками и наказаниями.
  2. Реагировать нужно обязательно, но очень спокойно и тихо. Сохраняем хладнокровие, никаких угроз и обещаний. Это потребует больших усилий, но держитесь хотя бы внешне. Если ребенок не чувствует постоянной эмоциональной подпитки от вас, то он постепенно будет успокаиваться или как минимум не будет «заводиться» сильнее.
    В ваших ответах на требования ребенка должно быть слышно, что вы понимаете желание ребенка, а не отрицаете его чувства и не отказываете навсегда: «Понимаю, что очень хочется, но не могу купить» или «Да, кукла классная, я тебя отлично понимаю, но не могу купить. Давай я запишу, что это самая любимая твоя игрушка и когда будем планировать покупки, мы ее купим самую первую!»
  3. В случае если ребенок уже на грани истерики и такой разговор не помогает, возьмите его на руки, крепко обнимите и вынесите из магазина. А там уже успокойте без угроз и нравоучений.
  4. Обязательно выберите время для обсуждения этой ситуации с ребенком. Конечно, это лучше делать, когда страсти поутихнут и ребенок успокоится, например, вечером перед сном. Не читайте нотаций, не обсуждайте личность ребенка, а просто вместе подумайте, как можно будет поступить в следующий раз в подобной ситуации. Так доверие ребенка к вам будет сохранено, он будет понимать, что он вовсе не плохой, вы его принимаете и любите независимо от его поведения.
  5. Всегда помогает еще такой способ. Задайте себе вопрос: «А как бы я хотел, чтобы со мной в данной ситуации поступили?» Уверены, что точно никто не хочет, чтобы его ругали и наказывали. Поэтому, как говорится, смотрите пункт первый.

Как правильно воспитывать таких эмоциональных детей? 
Распределяем эмоции!

Конечно, учиться жить со своими эмоциями «зрительникам» нужно с самого детства. Если эта потребность характера будет удовлетворена, то до истерик дело доходить не будет.



Что помогает «зрительникам» выплескивать свою эмоциональность? Забота о других, помощь слабым — один из вариантов. Так формируется умение «отдавать» эмоции, а не требовать их от других.

Со зрительным ребенком почаще ходите в зоопарк, кормите животных и птиц на улице, делитесь конфетами с друзьями, помогайте бабушке-соседке, делайте кормушки. Вот так, без принуждения, постепенно, на вашем примере ребенок научится удовлетворять потребности его зрительного вектора. Тем самым вы перенаправляете его эмоциональность в нужное русло.

Будучи уже взрослым тоже используйте свою эмоциональность для заботы о других — о родственниках, близких и о братьях наших меньших. Делайте маленькие красивенькие подарки своим коллегам. И, конечно, создайте вокруг себя пространство, где каждая мелочь будет радовать ваш глаз.

Если вектор принят и развит еще в детстве, то во взрослом возрасте эмоциональные срывы будут встречаться крайне редко. Помните, что «зрительники» расцветают в атмосфере любви, красоты, заботы, ласки и защиты.

Такая гармоничная жизнь помогает проявиться самые лучшим качествам характера «зрительника» — открытости нежности и безусловной любви.

Еще читать по этой теме:

— Прочитать книгу «Рожденные с характером»

— Подробнее о призвании человека