Развивающие занятия для детей 3–4 лет

Ведущая деятельность в 3–4 года — игровая, поэтому все занятия лучше проводить в форме игры. А главная потребность возраста — общение и признание самостоятельности ребенка. Поэтому в развивающих занятиях для детей 3-4 лет нужно давать малышу больше свободы. Помогать исключительно по мере необходимости и в форме предложения: «А можно я попробую? Может быть, у меня получится».

Содержание статьи:

Занятия на развитие логико-математического мышления

В 3–4 года преобладает наглядно-образное мышление. Ребенок уже может что-то представить как целостный образ, но ему нужно видеть все части образа перед собой. Пощупать, примерить, подвигать их. Поэтому для большинства упражнений потребуется сделать дидактический материал.

«Найди предмет». Вырежьте из картона основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и овал. Положите их на один столик, а рядом на другую поверхность — разные предметы аналогичных форм. Например: яблоко, печенье, треугольная коробка из-под чего-то, книга, овальный кусочек ткани. Можно взять меньше фигур, но больше не рекомендуется, так как ребенку будет сложно удерживать их все во внимании.

Предложите малышу подойти к столику с вырезанными фигурами, а потом найти похожий по форме предмет и поднять его над головой. При правильном выборе похлопайте в ладоши и похвалите ребенка. При неправильном предложите подумать еще раз, но не критикуйте и не ругайте.

«Пентамино». Это набор из 5 плоских геометрических фигур. Каждая фигура состоит из 5 равных квадратиков. Цель игры — собрать из отдельных деталей фигуру. Можно купить готовый набор с инструкциями и всем дидактическим материалом или вырезать фигурки по шаблону:

Распечатайте шаблон, наклейте на картон, вырежьте фигурки

Распечатайте шаблон, наклейте на картон, вырежьте фигурки.

Есть цветной вариант, который делает развивающее занятие еще более привлекательным для ребенка и дополнительно помогает знакомить его с цветами:

А это примеры фигурок, которые можно собрать:

Варианты для цветного набора:

Еще больше схем можно найти в книгах, например, Драко М.В. «Стомахион. Игра Пифагора. Пентамино».

А также можно придумывать свои фигурки или собирать прямоугольники. Из набора получится 4 прямоугольника разного размера: 6×10, 5×12, 4×15 и 3×20.

«Широкое–узкое, длинное–короткое». Для занятия понадобятся:

Скажите ребенку, что зайчик и кукла сегодня идут на праздник. Предложите помочь им собраться — завязать пояски. Затем скажите, что они хотят примерить пояски друг друга и предложите ребенку поменять их. На этом этапе он заметит, что поясок куклы не подходит зайчику, а его — кукле. Объясните ребенку, что такое «широкий и узкий», «длинный и короткий». Объясните, как при помощи пояска измерить длину картонной полоски (наложить на нее поясок). А затем предложите ему самостоятельно сделать это и найти  пару для каждого пояса.

Занятия на развитие речи

Занятия на развитие речи

В 3-4 года в словарном запасе ребенка 600–25000 слов, в среднем — 1 500. Но для этого нужно заниматься и как можно больше общаться с ребенком. В этом возрасте он может строить сложные предложения, например: «Поднялся ветер, и потом пошел дождь», но развитию речи нужно помочь.

Чтение с повторением. Оптимальный жанр — небольшие сказки. В конце чтения поговорите с ребенком: о чем сказка, что происходило с главным героем, что особенно понравилось и запомнилось. В 3-4 года дети любят читать несколько раз одно и то же произведение, поэтому не настаивайте на новых сказках. Но периодически предлагайте выбор.

Если у ребенка нечеткая речь, воспользуйтесь упражнениями из книги Н. Нищевой «Веселая артикуляционная гимнастика. ФГОС».

«Что, где, когда?». Бросайте ребенку мяч и в процессе задавайте разные вопросы из серии «что, где, когда». Например:

Или начинайте говорить предложение и предлагайте ребенку продолжить. Например: «Мы купались в речке, и видели там …» (рыбок).

«Что изображено на картинке?». Показывайте ребенку картинки и просите рассказать о них. Задавайте разные вопросы:

Можно использовать картинки из книг, журналов, раскрасок. Или заменить их фотографиями.

Читайте также в нашем блоге: развитие речи по возрастам

Занятия на физическое развитие

Занятия на физическое развитие

В 3-4 года позвоночник еще слабый, а суставы и кости легко деформируются. Еще одна особенность — узкие проходы дыхательных путей и уязвимая слизистая дыхательных органов. Поэтому нагрузки должны быть умеренными и осторожными, с учетом особенностей возраста.

В 3-4 года дети стремительно растут и у них много энергии. Задача родителя — направить ее в полезное русло. Но время занятий не должно превышать 15 минут.

✅«Пушинка». Для развития и укрепления дыхательной системы. Предложите ребенку посоревноваться, кто дальше или выше сдует пушинку. Можно использовать другие предметы и двигать их воздухом или купить дыхательный тренажер. А также включать упражнения в другие виды активности. Например: вы читаете с ребенком сказку о трех поросятах — предложите ему изобразить, как волк дул на домики.

✅«Делай, как я». В 3–4 года дети могут бегать, прыгать, стоять и ходить на носочках и пяточках, держать равновесие. Предложите ребенку вместе по команде выполнять то или иное действие: прыжки двумя ногами, ходьба на носочках, цапля (замереть на одной ноге), прыжок вперед-назад.

Можно все действия переименовать в животных (по аналогии с цаплей). Например, прыжки — заяц, ходьба на носочках — жираф (словно тянетесь вверх и становитесь выше). Перед игрой обсудите с ребенком команды, чтобы он знал, как действовать.

«Полоса препятствий». Соорудите ее из разных этапов, например: бег по прямой, ходьба по линии, прыжки через предметы (высота — не более 5 см), «змейка» между предметами. Можно устраивать соревнования в семье или приглашать других детей, проводить соревнования между семьями на улице.

В 4 года можно отдать ребенка в спортивную секцию. Оптимальный график занятий — один или два раза в неделю по 1–1,5 часа. Попробуйте разные виды спорта и выберите тот, который больше откликается ребенку.

Занятия на развитие крупной и мелкой моторики

Занятия на развитие крупной и мелкой моторики

Развить мелкую моторику помогут пазлы и другие сидячие игры с мелкими предметами, которые нужно собирать или перебирать. Развить крупную моторику — подвижные игры с крупными предметами, например, мячом.

Мелкая моторика

✅«Прищепки». Приготовьте цветные прищепки, цветные салфетки и веревку. Предложите ребенку подобрать элементы по цвету и повесить салфетки на веревку с помощью прищепок.

✅«Осень» (пальчиковая гимнастика). Прочитайте стих логопеда Н. Нищевой и покажите ребенку, какие действия нужно делать:

Во второй раз предложите ребенку самостоятельно выполнять движения, пока вы будете читать стих.

✅«Накорми птичку». Наклейте на бутылку изображение птички и предложите ребенку «накормить» ее крупой. Можно брать зерна из одной тары и ложкой переносить в бутылку или брать и пересыпать пальчиками.

В 3-4 года ребенок может держать ручку или карандаш, застегивать молнию и пуговицы, снимать и надевать одежду и обувь, вырезать фигуры из бумаги, рисовать линии и фигуры или соединять их по точкам, нанизывать бусины на нитку, откручивать крышки, разворачивать фантики, завязывать узлы. Все это развивает мелкую моторику, и каждый элемент можно добавить в повседневную жизнь.

Больше упраженений и игр для развития мелкой моторики вы найдете в нашей статье

Крупная моторика

✅«Зеркало». Предложите ребенку копировать ваши движения: поднимайте руки вверх, чешите нос, сгибайте ногу в колене, делайте шаг в сторону или круг вокруг себя и т.д.

✅«Держи мяч». Положите легкий мяч на простынь или покрывало. Держите с одной стороны, а ребенка попросите держать другую стороны простыни. Шевелите ее, создавая движение мяча. Цель — не дать мячу упасть на пол.

✅«Попади в цель». Приготовьте ведро и мячик или другую емкость и предмет, который нужно в нее закинуть. Предложите ребенку попасть в цель. Похожее упражнение: накидывать кольца на основу пирамидки или другую вертикальную опору.

Крупная моторика активно развивается в танцах.

Больше упраженений и игр для развития крупной моторики вы найдете в нашей статье

Занятия на развитие интеллектуальных способностей

Интеллект — это способность осознавать новое, обучаться и запоминать информацию на основе опыта, использовать знания на практике для решения проблем. Интеллектуальные способности (IQ) — это слух, внимание, память, речь, мышление. Все это нужно развивать вместе.

✅«Что изменилось?». Разложите перед ребенком 5 предметов / игрушек. Попросите его посмотреть на них, а потом закрыть глаза. Измените что-нибудь, например, поменяйте 2 игрушки местами, а на 3 и 4 поменяйте одежду. Попросите ребенка открыть глаза и сказать, что изменилось.

Можно распечатать картинки «Найди отличия» и показать их ребенку. Например, такие:

На первой картинке 7 отличий, на второй — 5

✅«Найди клад». Спрячьте в комнате игрушку, подарок или лакомство для ребенка и предложите ему найти «клад» по вашим координатам. Направляйте ребенка словами «прямо», «назад», «вправо», «влево».

✅«Отдели животных». Разложите перед ребенком карточки с изображением животных и любые другие. Предложите отделить животных. Затем среди них выделить домашних и диких. Из домашних предложите найти животных с рогами и без них. Или можно классифицировать по другим признакам: плавает – летает, прыгает – ползает, ест траву или нет и т.д.

В пособии А. Белошистой «Первые шаги к интеллекту 3-4 года. Развивающие задания для детей» можно найти много игр для всестороннего развития интеллекта.

Читатайте так же: 11 факторов для развития интеллекта у детей

Занятия на развитие творческих способностей

Занятия на развитие творческих способностей

Полезны любые виды творчества: рисование, лепка из пластилина, аппликация. Особенно эффективны занятия с элементом фантазирования, а не воспроизведения по образцу. Однако в 3-4 года ребенку еще сложно самому фантазировать, но он с радостью поддержит фантазию родителя. Например, если вы скажете ему, что палка — это лопатка, он начнет видеть в палке лопатку.

✅«Несуществующее животное». Предложите ребенку вспомнить, что ему нравится в разных животных и соединить это в одном рисунке. Получится несуществующее животное.

✅«Твоя мечта». У ребенка еще слабо развита фантазия, но есть мечты и желания. Пусть местами и нереалистичные или наивные. Предложите вашему малышу сделать коллаж желаний. Спросите, о чем он мечтает, и помогите найти подходящие картинки, а потом вырезать их и приклеить на лист ватмана.

✅«Домашний театр». Вместе с ребенком превратите его любимую сказку в представление. Можно самим быть в роли актеров или взять игрушки. А также можно купить пальчиковые или перчаточные куклы — оригинальная идея для домашнего театра с дополнительным развитием мелкой моторики.

Больше информации про развитие творческих способностей читайте в нашей статье 

Занятия на развитие музыкальных способностей

Занятия на развитие музыкальных способностей

В раннем дошкольном возрасте дети могут узнавать песни, различать жанры музыки или тон (грустная или веселая), давать эмоциональный отклик на произведение.

✅«Угадай мелодию». Приготовьте нарезку или подборку известных ребенку песен. Включайте по очереди и предлагайте угадать, пропеть.

✅«Танцуй». Познакомьте ребенка с отдельными движениями, например, маршем и кружением вокруг себя. А потом совместите это с музыкой: марш — маршируем, вальс — кружимся. Включайте разную музыку и предлагайте ребенку двигаться под нее согласно оговоренным командам.

Альтернативная версия упражнения — движения в ритм. Разучите с ребенком простую связку из хлопков и притопывания ногами. Это поможет развить чувство ритма.

✅«Для меня это…». Включайте по очереди разные мелодии без слов (с грустными нужно быть осторожнее, лучше добавить не больше одной) и предлагайте ребенку описать свой эмоциональный отклик. Можно помочь вопросом «Что ты чувствуешь или вспоминаешь, когда звучит эта мелодия?». Или начать с себя: «Когда я слышу это мелодию, то… А ты?».

Если ребенок проявляет явный интерес к музыке, предложите ему поиграть на музыкальных инструментах. Можно сходить на пробное занятие в развивающий центр.

Занятия на развитие социальных способностей

В 3-4 года научите ребенка:

Это базовые социальные навыки для раннего развития. Они активно развиваются в ролевых играх.

✅«Поезд». Лучше играть в группе. Один становится поездом, а остальные участники — вагончиками. И следуют за ними. Потом другой участник встает первым и т.д., пока каждый не окажется в роли «водителя» и «вагончика».

«Согласен – не согласен». Предложите ребенку слушать ваши утверждения, и если он согласен, то хлопать, а если не согласен — топать. Заранее приготовьте список утверждений вроде этих:

Каждый раз спрашивайте, почему ребенок так считает.

✅«Вежливый магазин». Предложите ребенку быть продавцом или покупателем и разыграйте сценку «поход в магазин». Но скажите, что это особенный магазин: здесь все люди очень вежливые. Напомните о ценности слов «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте» и других вежливых слов, спокойной речи и поведения.

Обратите внимание! Во всех упражнениях, которые мы разбираем, идет комплексное развитие. Акцент стоит на отдельных способностях, но и другие области задействованы. Например, в «Что, где, когда?» развивается речь и крупная моторика, в пентамино — логическое мышление и мелкая моторика, при чтении сказок — речь и социальные навыки.

Занятия на развитие бытовых навыков

Занятия на развитие бытовых навыков

В 3-4 года ребенок должен уметь самостоятельно одеваться и складывать одежду в шкафчик или на стульчик, умываться и чистить зубы, аккуратно есть, использовать салфетки, самостоятельно ходить в туалет, мыть руки.

✅«Одень куклу». Предложите ребенку собрать куклу на праздник / в детский сад / на природу. Помогайте наводящими вопросами: «Что нужно надеть сначала? Что потом? А какая погода, и что больше подойдет для нее?

✅«Готовим борщ». И другие блюда. Подготовьте картинки с ингредиентами или купите набор игрушек «Кухня» и предложите ребенку собрать блюдо.

✅«Кто быстрее». Задача — убрать игрушки или сложить вещи в шкаф в форме соревнования.

Знакомство с окружающим миром

Знакомство с окружающим миром

В 3-4 года ребенок должен знать названия животных и птиц, дни недели, свои имя и фамилию, название родного города, названия частей тела, базовые правила безопасности (переходить дорогу на зеленый свет, не трогать горячие предметы). Малыш должен разбираться во временах года и времени суток, различать овощи и фрукты, иметь представление о популярных профессиях и бережном отношении к природе.

✅«Расскажи о животном». Показывайте ребенку картинки с разными животными и просите рассказать о них. Кто это, где живет, чем питается, в какое время года его можно встретить и т.д.

✅«Съедобное – несъедобное».  Кидаете ребенку мяч и называете что-то съедобное или несъедобное. Если съедобное — ребенок ловит мяч, если несъедобное — отбивает.

✅«Что перепутал художник?». Попросите ребенка посмотреть на карточку и сказать, что здесь не так. Примеры карточек:

Занятия для сенсорного развития

В 3-4 года особенно активны органы восприятия: слух, зрение, обоняние, осязание и вкусовые ощущения. Поэтому и познание окружающего мира должно быть всесторонним.

✅«Угадай продукт». Завяжите ребенку глаза и предложите угадать по вкусу и запаху, что он съел.

✅«Шепот». Говорите шепотом разные слова и просите ребенка повторить их вслух.

✅«Найди пару». Приготовьте 6 парных коробок с разным наполнением. Например, в 2 насыпьте крупу, еще в 2 положите ручки, еще в 2 —одинаковые погремушки. Важно, чтобы звучание парных коробок было одинаковым. Три коробки оставьте себе, а их пары разложите перед ребенком. Потрясите одной коробкой и предложите малышу найти пару, потому проделайте то же со второй и третьей парой коробок.

Еще больше упражнений и игр вы найдете в статье «Сенсорное развитие детей раннего возраста».

Вывод

В 3–4 года закладывается база личности. Идет активное физическое, психическое, интеллектуальное, нравственное, творческое развитие. Ребенок все впитывает, как губка, и этим нужно пользоваться.

Однако в то же время 3–4 года — это сложный период, потому что на него приходится кризис «Я сам». Дети могут проявлять негативизм, упрямство, эмоциональную нестабильность. Задача родителей — не только собрать комплекс упражнений, но и разобраться в особенностях возраста, чтобы лучше понимать своего ребенка.

И не забывайте о ценности общения и игр ребенка со сверстниками, ведь в группе развитие происходит еще быстрее. Возможно, вам не всегда хватает времени для того, чтобы организовать игры с ребенком. Тогда вы можете записать его на занятия в «Бэби-клуб». У нас работают профессионалы, и вы можете быть на 100% уверенными в том, что малыш развивается по возрасту и с учетом индивидуальных особенностей.