Ведущая деятельность в 3–4 года — игровая, поэтому все занятия лучше проводить в форме игры. А главная потребность возраста — общение и признание самостоятельности ребенка. Поэтому в развивающих занятиях для детей 3-4 лет нужно давать малышу больше свободы. Помогать исключительно по мере необходимости и в форме предложения: «А можно я попробую? Может быть, у меня получится».
Содержание статьи:
В 3–4 года преобладает наглядно-образное мышление. Ребенок уже может что-то представить как целостный образ, но ему нужно видеть все части образа перед собой. Пощупать, примерить, подвигать их. Поэтому для большинства упражнений потребуется сделать дидактический материал.
✅«Найди предмет». Вырежьте из картона основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и овал. Положите их на один столик, а рядом на другую поверхность — разные предметы аналогичных форм. Например: яблоко, печенье, треугольная коробка из-под чего-то, книга, овальный кусочек ткани. Можно взять меньше фигур, но больше не рекомендуется, так как ребенку будет сложно удерживать их все во внимании.
Предложите малышу подойти к столику с вырезанными фигурами, а потом найти похожий по форме предмет и поднять его над головой. При правильном выборе похлопайте в ладоши и похвалите ребенка. При неправильном предложите подумать еще раз, но не критикуйте и не ругайте.
✅«Пентамино». Это набор из 5 плоских геометрических фигур. Каждая фигура состоит из 5 равных квадратиков. Цель игры — собрать из отдельных деталей фигуру. Можно купить готовый набор с инструкциями и всем дидактическим материалом или вырезать фигурки по шаблону:
Распечатайте шаблон, наклейте на картон, вырежьте фигурки.
Есть цветной вариант, который делает развивающее занятие еще более привлекательным для ребенка и дополнительно помогает знакомить его с цветами:
А это примеры фигурок, которые можно собрать:
Варианты для цветного набора:
Еще больше схем можно найти в книгах, например, Драко М.В. «Стомахион. Игра Пифагора. Пентамино».
А также можно придумывать свои фигурки или собирать прямоугольники. Из набора получится 4 прямоугольника разного размера: 6×10, 5×12, 4×15 и 3×20.
✅«Широкое–узкое, длинное–короткое». Для занятия понадобятся:
Скажите ребенку, что зайчик и кукла сегодня идут на праздник. Предложите помочь им собраться — завязать пояски. Затем скажите, что они хотят примерить пояски друг друга и предложите ребенку поменять их. На этом этапе он заметит, что поясок куклы не подходит зайчику, а его — кукле. Объясните ребенку, что такое «широкий и узкий», «длинный и короткий». Объясните, как при помощи пояска измерить длину картонной полоски (наложить на нее поясок). А затем предложите ему самостоятельно сделать это и найти пару для каждого пояса.
В 3-4 года в словарном запасе ребенка 600–25000 слов, в среднем — 1 500. Но для этого нужно заниматься и как можно больше общаться с ребенком. В этом возрасте он может строить сложные предложения, например: «Поднялся ветер, и потом пошел дождь», но развитию речи нужно помочь.
Чтение с повторением. Оптимальный жанр — небольшие сказки. В конце чтения поговорите с ребенком: о чем сказка, что происходило с главным героем, что особенно понравилось и запомнилось. В 3-4 года дети любят читать несколько раз одно и то же произведение, поэтому не настаивайте на новых сказках. Но периодически предлагайте выбор.
Если у ребенка нечеткая речь, воспользуйтесь упражнениями из книги Н. Нищевой «Веселая артикуляционная гимнастика. ФГОС».
✅«Что, где, когда?». Бросайте ребенку мяч и в процессе задавайте разные вопросы из серии «что, где, когда». Например:
Или начинайте говорить предложение и предлагайте ребенку продолжить. Например: «Мы купались в речке, и видели там …» (рыбок).
✅«Что изображено на картинке?». Показывайте ребенку картинки и просите рассказать о них. Задавайте разные вопросы:
Можно использовать картинки из книг, журналов, раскрасок. Или заменить их фотографиями.
⭐Читайте также в нашем блоге: развитие речи по возрастам
В 3-4 года позвоночник еще слабый, а суставы и кости легко деформируются. Еще одна особенность — узкие проходы дыхательных путей и уязвимая слизистая дыхательных органов. Поэтому нагрузки должны быть умеренными и осторожными, с учетом особенностей возраста.
В 3-4 года дети стремительно растут и у них много энергии. Задача родителя — направить ее в полезное русло. Но время занятий не должно превышать 15 минут.
✅«Пушинка». Для развития и укрепления дыхательной системы. Предложите ребенку посоревноваться, кто дальше или выше сдует пушинку. Можно использовать другие предметы и двигать их воздухом или купить дыхательный тренажер. А также включать упражнения в другие виды активности. Например: вы читаете с ребенком сказку о трех поросятах — предложите ему изобразить, как волк дул на домики.
✅«Делай, как я». В 3–4 года дети могут бегать, прыгать, стоять и ходить на носочках и пяточках, держать равновесие. Предложите ребенку вместе по команде выполнять то или иное действие: прыжки двумя ногами, ходьба на носочках, цапля (замереть на одной ноге), прыжок вперед-назад.
Можно все действия переименовать в животных (по аналогии с цаплей). Например, прыжки — заяц, ходьба на носочках — жираф (словно тянетесь вверх и становитесь выше). Перед игрой обсудите с ребенком команды, чтобы он знал, как действовать.
✅«Полоса препятствий». Соорудите ее из разных этапов, например: бег по прямой, ходьба по линии, прыжки через предметы (высота — не более 5 см), «змейка» между предметами. Можно устраивать соревнования в семье или приглашать других детей, проводить соревнования между семьями на улице.
В 4 года можно отдать ребенка в спортивную секцию. Оптимальный график занятий — один или два раза в неделю по 1–1,5 часа. Попробуйте разные виды спорта и выберите тот, который больше откликается ребенку.
Развить мелкую моторику помогут пазлы и другие сидячие игры с мелкими предметами, которые нужно собирать или перебирать. Развить крупную моторику — подвижные игры с крупными предметами, например, мячом.
✅«Прищепки». Приготовьте цветные прищепки, цветные салфетки и веревку. Предложите ребенку подобрать элементы по цвету и повесить салфетки на веревку с помощью прищепок.
✅«Осень» (пальчиковая гимнастика). Прочитайте стих логопеда Н. Нищевой и покажите ребенку, какие действия нужно делать:
Во второй раз предложите ребенку самостоятельно выполнять движения, пока вы будете читать стих.
✅«Накорми птичку». Наклейте на бутылку изображение птички и предложите ребенку «накормить» ее крупой. Можно брать зерна из одной тары и ложкой переносить в бутылку или брать и пересыпать пальчиками.
В 3-4 года ребенок может держать ручку или карандаш, застегивать молнию и пуговицы, снимать и надевать одежду и обувь, вырезать фигуры из бумаги, рисовать линии и фигуры или соединять их по точкам, нанизывать бусины на нитку, откручивать крышки, разворачивать фантики, завязывать узлы. Все это развивает мелкую моторику, и каждый элемент можно добавить в повседневную жизнь.
⭐Больше упраженений и игр для развития мелкой моторики вы найдете в нашей статье
✅«Зеркало». Предложите ребенку копировать ваши движения: поднимайте руки вверх, чешите нос, сгибайте ногу в колене, делайте шаг в сторону или круг вокруг себя и т.д.
✅«Держи мяч». Положите легкий мяч на простынь или покрывало. Держите с одной стороны, а ребенка попросите держать другую стороны простыни. Шевелите ее, создавая движение мяча. Цель — не дать мячу упасть на пол.
✅«Попади в цель». Приготовьте ведро и мячик или другую емкость и предмет, который нужно в нее закинуть. Предложите ребенку попасть в цель. Похожее упражнение: накидывать кольца на основу пирамидки или другую вертикальную опору.
Крупная моторика активно развивается в танцах.
⭐Больше упраженений и игр для развития крупной моторики вы найдете в нашей статье
Интеллект — это способность осознавать новое, обучаться и запоминать информацию на основе опыта, использовать знания на практике для решения проблем. Интеллектуальные способности (IQ) — это слух, внимание, память, речь, мышление. Все это нужно развивать вместе.
✅«Что изменилось?». Разложите перед ребенком 5 предметов / игрушек. Попросите его посмотреть на них, а потом закрыть глаза. Измените что-нибудь, например, поменяйте 2 игрушки местами, а на 3 и 4 поменяйте одежду. Попросите ребенка открыть глаза и сказать, что изменилось.
Можно распечатать картинки «Найди отличия» и показать их ребенку. Например, такие:
На первой картинке 7 отличий, на второй — 5
✅«Найди клад». Спрячьте в комнате игрушку, подарок или лакомство для ребенка и предложите ему найти «клад» по вашим координатам. Направляйте ребенка словами «прямо», «назад», «вправо», «влево».
✅«Отдели животных». Разложите перед ребенком карточки с изображением животных и любые другие. Предложите отделить животных. Затем среди них выделить домашних и диких. Из домашних предложите найти животных с рогами и без них. Или можно классифицировать по другим признакам: плавает – летает, прыгает – ползает, ест траву или нет и т.д.
В пособии А. Белошистой «Первые шаги к интеллекту 3-4 года. Развивающие задания для детей» можно найти много игр для всестороннего развития интеллекта.
⭐Читатайте так же: 11 факторов для развития интеллекта у детей
Полезны любые виды творчества: рисование, лепка из пластилина, аппликация. Особенно эффективны занятия с элементом фантазирования, а не воспроизведения по образцу. Однако в 3-4 года ребенку еще сложно самому фантазировать, но он с радостью поддержит фантазию родителя. Например, если вы скажете ему, что палка — это лопатка, он начнет видеть в палке лопатку.
✅«Несуществующее животное». Предложите ребенку вспомнить, что ему нравится в разных животных и соединить это в одном рисунке. Получится несуществующее животное.
✅«Твоя мечта». У ребенка еще слабо развита фантазия, но есть мечты и желания. Пусть местами и нереалистичные или наивные. Предложите вашему малышу сделать коллаж желаний. Спросите, о чем он мечтает, и помогите найти подходящие картинки, а потом вырезать их и приклеить на лист ватмана.
✅«Домашний театр». Вместе с ребенком превратите его любимую сказку в представление. Можно самим быть в роли актеров или взять игрушки. А также можно купить пальчиковые или перчаточные куклы — оригинальная идея для домашнего театра с дополнительным развитием мелкой моторики.
⭐Больше информации про развитие творческих способностей читайте в нашей статье
В раннем дошкольном возрасте дети могут узнавать песни, различать жанры музыки или тон (грустная или веселая), давать эмоциональный отклик на произведение.
✅«Угадай мелодию». Приготовьте нарезку или подборку известных ребенку песен. Включайте по очереди и предлагайте угадать, пропеть.
✅«Танцуй». Познакомьте ребенка с отдельными движениями, например, маршем и кружением вокруг себя. А потом совместите это с музыкой: марш — маршируем, вальс — кружимся. Включайте разную музыку и предлагайте ребенку двигаться под нее согласно оговоренным командам.
Альтернативная версия упражнения — движения в ритм. Разучите с ребенком простую связку из хлопков и притопывания ногами. Это поможет развить чувство ритма.
✅«Для меня это…». Включайте по очереди разные мелодии без слов (с грустными нужно быть осторожнее, лучше добавить не больше одной) и предлагайте ребенку описать свой эмоциональный отклик. Можно помочь вопросом «Что ты чувствуешь или вспоминаешь, когда звучит эта мелодия?». Или начать с себя: «Когда я слышу это мелодию, то… А ты?».
Если ребенок проявляет явный интерес к музыке, предложите ему поиграть на музыкальных инструментах. Можно сходить на пробное занятие в развивающий центр.
В 3-4 года научите ребенка:
Это базовые социальные навыки для раннего развития. Они активно развиваются в ролевых играх.
✅«Поезд». Лучше играть в группе. Один становится поездом, а остальные участники — вагончиками. И следуют за ними. Потом другой участник встает первым и т.д., пока каждый не окажется в роли «водителя» и «вагончика».
✅«Согласен – не согласен». Предложите ребенку слушать ваши утверждения, и если он согласен, то хлопать, а если не согласен — топать. Заранее приготовьте список утверждений вроде этих:
Каждый раз спрашивайте, почему ребенок так считает.
✅«Вежливый магазин». Предложите ребенку быть продавцом или покупателем и разыграйте сценку «поход в магазин». Но скажите, что это особенный магазин: здесь все люди очень вежливые. Напомните о ценности слов «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте» и других вежливых слов, спокойной речи и поведения.
❗Обратите внимание! Во всех упражнениях, которые мы разбираем, идет комплексное развитие. Акцент стоит на отдельных способностях, но и другие области задействованы. Например, в «Что, где, когда?» развивается речь и крупная моторика, в пентамино — логическое мышление и мелкая моторика, при чтении сказок — речь и социальные навыки.
В 3-4 года ребенок должен уметь самостоятельно одеваться и складывать одежду в шкафчик или на стульчик, умываться и чистить зубы, аккуратно есть, использовать салфетки, самостоятельно ходить в туалет, мыть руки.
✅«Одень куклу». Предложите ребенку собрать куклу на праздник / в детский сад / на природу. Помогайте наводящими вопросами: «Что нужно надеть сначала? Что потом? А какая погода, и что больше подойдет для нее?
✅«Готовим борщ». И другие блюда. Подготовьте картинки с ингредиентами или купите набор игрушек «Кухня» и предложите ребенку собрать блюдо.
✅«Кто быстрее». Задача — убрать игрушки или сложить вещи в шкаф в форме соревнования.
В 3-4 года ребенок должен знать названия животных и птиц, дни недели, свои имя и фамилию, название родного города, названия частей тела, базовые правила безопасности (переходить дорогу на зеленый свет, не трогать горячие предметы). Малыш должен разбираться во временах года и времени суток, различать овощи и фрукты, иметь представление о популярных профессиях и бережном отношении к природе.
✅«Расскажи о животном». Показывайте ребенку картинки с разными животными и просите рассказать о них. Кто это, где живет, чем питается, в какое время года его можно встретить и т.д.
✅«Съедобное – несъедобное». Кидаете ребенку мяч и называете что-то съедобное или несъедобное. Если съедобное — ребенок ловит мяч, если несъедобное — отбивает.
✅«Что перепутал художник?». Попросите ребенка посмотреть на карточку и сказать, что здесь не так. Примеры карточек:
В 3-4 года особенно активны органы восприятия: слух, зрение, обоняние, осязание и вкусовые ощущения. Поэтому и познание окружающего мира должно быть всесторонним.
✅«Угадай продукт». Завяжите ребенку глаза и предложите угадать по вкусу и запаху, что он съел.
✅«Шепот». Говорите шепотом разные слова и просите ребенка повторить их вслух.
✅«Найди пару». Приготовьте 6 парных коробок с разным наполнением. Например, в 2 насыпьте крупу, еще в 2 положите ручки, еще в 2 —одинаковые погремушки. Важно, чтобы звучание парных коробок было одинаковым. Три коробки оставьте себе, а их пары разложите перед ребенком. Потрясите одной коробкой и предложите малышу найти пару, потому проделайте то же со второй и третьей парой коробок.
⭐Еще больше упражнений и игр вы найдете в статье «Сенсорное развитие детей раннего возраста».
В 3–4 года закладывается база личности. Идет активное физическое, психическое, интеллектуальное, нравственное, творческое развитие. Ребенок все впитывает, как губка, и этим нужно пользоваться.
Однако в то же время 3–4 года — это сложный период, потому что на него приходится кризис «Я сам». Дети могут проявлять негативизм, упрямство, эмоциональную нестабильность. Задача родителей — не только собрать комплекс упражнений, но и разобраться в особенностях возраста, чтобы лучше понимать своего ребенка.
И не забывайте о ценности общения и игр ребенка со сверстниками, ведь в группе развитие происходит еще быстрее. Возможно, вам не всегда хватает времени для того, чтобы организовать игры с ребенком. Тогда вы можете записать его на занятия в «Бэби-клуб». У нас работают профессионалы, и вы можете быть на 100% уверенными в том, что малыш развивается по возрасту и с учетом индивидуальных особенностей.
Пожалуйста, оставьте номер, мы расскажем о ближайших к вам садах или клубах, форматах занятий и другой интересующей вас информации
Оставляя свои контактные данные, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Пожалуйста, оставьте номер, чтобы мы могли предложить вам удобное время
Оставляя свои контактные данные, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.