Как читать быстро и с удовольствием

20 августа 2015

Наверное, каждый взрослый помнит, как в школе проверяли скорость чтения: волнение, торопливое чтение вслух, тебе выставляют оценку. К сожалению, не самая лучшая практика. Ведь после таких проверок у многих, особенно эмоциональных, чувствительных детей, может пропасть всякая любовь и интерес к чтению. Еще хуже, если у малыша появится страх перед этим процессом.

Научиться читать, а со временем и быстро читать — нелегкий путь! На процесс формирования навыка чтения у детей оказывает влияние общее психическое и физическое развитие. Успех в овладении навыком чтения зависит от многих факторов:

  • уровня развития внимания;
  • умения переключать внимание;
  • памяти;
  • развития артикуляционного аппарата;
  • широты поля зрения;
  • координации движения глаз.

Слабое развитие одной или нескольких из этих функций может тормозить успешное формирование навыка чтения.

На занятиях с детьми с помощью разнообразных заданий нужно создавать базу для легкого, «бесстрашного» освоения навыка чтения: развивать память, заучивать стихи, скороговорки, проводить артикуляционную гимнастику. Пропевка складовых таблиц, кубиков (по методике Н. Зайцева) также помогает развивать артикуляционный аппарат, способствует расширению поля зрения (много складов нужно одновременно удержать в поле зрения, чтобы быстро найти нужный и прописать слово), и глаз тренируется двигаться по строкам, переходя со строчки на строчку (как в будущем при чтении и слежении по учебнику или книге!). А если все эти задания выполняются в форме увлекательных подвижных игр, то и результат мы видим: малыши с удовольствием учатся читать, гордятся своими успехами, радуют специалистов и родителей!

В Бэби-клубе ребят учат не просто читать, но и постепенно увеличивать скорость чтения. От легкости и скорости чтения зависит успех малыша в школе: год от года объем изучаемых предметов будет увеличиваться и, чтобы освоить школьные предметы, нужно воспринимать большой объем информации из прочтенных текстов. Чем проще малышу читать, тем больше его внимания будет привлечено не к процессу чтения, а к содержанию того или иного интересного предмета.

Игры, которые помогают ребенку увеличить скорость чтения вслух — из копилки Бэби-клуба

1. Слова из половинок

Берется от 8 до 10 слов, которые напечатаны на отдельных карточках. Каждая карточка разрезается на две части в условной середине слова. Половинки карточек всех 8–10 слов раскладываются на ковре вперемешку. Ребенку предлагается быстро сложить карточки так, чтобы получились осмысленные слова. Это упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове целиком и сразу же подтверждать ее недостающим фрагментом.

2. Чтение строк наоборот (по словам)

Написанная фраза прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее — вторым и т. д. Это упражнение уводит малышей от привычного стереотипа чтения слева направо, развивает тонкость движений глаз, внимательность.

Ветерок (9) обдувал (7) ветки (6) берез (5), цветы (4) и (3) каждую(2) травинку (1).

3. Чтение замаскированных слов

Предложите ребятам карточки со словами, прочтение которых затруднено из-за различных линий, штрихов и простых рисунков, пересекающих буквы.

4. Чтение наложенных друг на друга слов

Слова на карточках нужно написать так, что одно слово «нагромождалось» на другое, пересекалось с ним. Детям можно сообщить, что сильный ураган перемешал все слова, и ребенку предстоит навести порядок: необходимо найти и прочитать все смешанные слова.

5. Чтение пунктирно написанных слов

Предлагаются карточки со словами, буквы в которых написаны не полностью, а с отсутствием некоторых их частей, однако так, чтобы сохранялась однозначность их прочтения. Говорим ребятам, что на древнем папирусе были написаны важные для всех сведения, однако со временем папирус обветшал и написанные слова частично разрушились...

6. Отделение слов от «псевдослов»

Ребятам даем 20–30 карточек: на одних из них написаны слова, например, дорога, метро, небо, журавль; на других — «псевдослова», не настоящие, а сочетания букв, например, олубет, вунка, брутикат и т. п. Предлагаем детям прочитать и разложить карточки на две группы: одна — с настоящими словами, а другая — с «псевдословами».

7. Поиск в тексте заданных слов

Для каждого ребенка готовятся распечатки текста. Задаются одно-три слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Сначала эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем на слух. Желательно, чтобы эти слова встречались в тексте по нескольку раз. Отыскав, каждый ребенок должен их подчеркнуть или обвести в круг.

8. Чтение перевернутого текста (или отдельных слов)

Страница обычного текста (или набор слов) переворачивается вверх ногами, т. е. на 180 градусов. Задача ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст (или слова). Ребят можно попросить представить, что они совершают путешествие по перевернутому миру.

Упражнение можно изменять и поворачивать текст, например, на 90 или 270 градусов. Это будет полезным для совершенствования координации движения глаз и точности переработки воспринимаемой информации в затылочном отделе коры головного мозга.

9. Восполнение пропусков букв в словах

Каждому ребенку подготовлен лист с напечатанными словами, в которых пропущены буквы (количество пропусков зависит от уровня подготовки ребенка). Пропуски отмечаются пробелами или точками. Ребенок прочитывает слово и дописывает пропущенные буквы.

Восполнение пропусков способствует быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова.

10. Игры с таблицей чисел

Засекаем время, и ребенок начинает считать от одного до тридцати, одновременно разыскивая глазами и показывая соответствующие числа в таблице. Такая игра по поиску чисел способствует расширению поля зрения. При частом применении этих таблиц время поиска чисел при счете сокращается, и счет можно вести уже в обратном порядке, т. е. от 30 до 1.

Во время занятий взрослые не должны забывать о том, что концентрироваться длительное время на какой-то одной деятельности малышам трудно, поэтому более эффективными будут не длительные упражнения по чтению, а короткие и частые. В Бэби-клубе это всегда небольшие задания, которые чередуются с активными переменками. А родителям можем порекомендовать проводить дома для своих детей задания по чтению в течении 5–10 минут, а затем делать интервал не менее одного часа.

Хороший уровень чтения — это не врожденное качество, а навык, который приобретается в ходе систематических и непременно увлекательных игр с ребятами.