Мастер-класс по заучиванию стихов

30 марта 2015

Всем известно, что заучивание стихотворений наизусть (или счет в уме, к примеру), великолепно тренирует память. Но, к сожалению, не все верят в то, что учить стихи нужно еще в раннем детстве. Вспомним «классиков» раннего развития — «после трех уже поздно» и «чем раньше, тем лучше». Естественно для детей разучивание стихотворения тоже должно быть увлекательной игрой. И у каждого ребенка в результате найдется свой наиболее продуктивный способ запоминания, который зависит от психологических и физиологических особенностей его личности.

После предварительной подготовки к заучиванию стихотворения наизусть, о которой мы писали в статье «Как учить стихи», предложите малышу поиграть и запомнить стихотворение. Познакомьтесь с «помощниками» в запоминании.

Визуальный

Вы: «Сейчас мы будем учить это стихотворение наизусть. Ты будешь запоминать, а я буду тебе помогать рисунками». Построчно читайте стихотворение и на глазах ребенка изображайте то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой.

Картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.

Изобразительные способности при этом не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания и на продуктивность запоминания ваши «каляки-маляки» особенно не влияют.

Пусть затем по вашему «картинному плану» ребенок несколько раз воспроизведет стихотворение. Через некоторое время этот план уже не понадобится.

Двигательный

После проведения предварительной работы, пригласите малыша к игре. Предложите ему взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ребенком ритмично «наматывайте» строчку за строчкой на «катушку в голове», а руки пусть сматывают нить в клубок. Намотали? А теперь рассказывайте снова и разматывайте нить, а потом снова наматывайте. Затем спрячьте ручки вместе с клубочком за спинку и «наматывайте понарошку».

Основной принцип в том, что ребенку, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать, подвигаться, мы даем необходимую для запоминания опору — подкрепляем запоминание движениями. Как вариант этого метода — предложите малышу класть в блюдо шарики. Строчка — шарик, а затем нужно вынимать по одному шарику и снова класть.

Слуховой

Это самый распространенный метод. Скажите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть он «включит» в голове «магнитофончик», который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала он послушает вас. Потом повторите отрывок вместе. Потом он один повторит, а за ним — снова вы.

Здесь обратим внимание на то, что в этом методе нужно опираться на сочетание двух или четырех строк, объединенных рифмой. Так разучивается каждый «куплет», а потом читается все стихотворение целиком.

Логический

У некоторых дошколят ведущей оказывается логическая память. Для них, после предварительной работы, прочитайте первые строки произведения, а потом остановитесь и предложите малышу своими словами рассказать, что он запомнил. С того места, на котором он остановится, снова прочитайте строку произведения, а потом снова предложите рассказать. Так вы побуждаете ребенка опираться на смысловые связи. Во второй раз, после вашего прочтения четверостишия, пусть малыш вспомнит, как точно автор говорит, какими словами, об этом явлении или событии.

Развивайте любовь малышей к поэзии, знакомьте их с поэзией играючи. И, конечно, учитывайте особенности памяти вашего ребенка — вы знаете его лучше всех!

Смотрите мастер-класс по подготовке детей к разучиванию стихотворений и результаты. Занятие ведет специалист Бэби-клуба с 10-летним опытом работы с детьми Елена Козырева.

Похожие статьи:

 Как учить с детьми стихи