Умственное развитие ребенка: особенности и рекомендации

умственное развитие ребенка

Уровень IQ передаётся детям от родителей. Однако говорить, что умственное развитие зависит только от наследственности, нельзя. Важную роль играет среда, в которой находится ребёнок, обучение и развитие. Учёные сходятся во мнении, что влияние внешних негенетических условий большую значимость имеет в раннем возрасте.

Чем старше ребёнок, тем меньше на коэффициент интеллекта будет влиять среда. Поэтому важно заниматься развитием умственных способностей ребёнка как можно раньше. 

Содержание статьи:

С какого возраста начинать умственное воспитание ребёнка 

умственное развитие ребенка

Умственное воспитание представляет собой педагогический процесс, который направлен на развитие познавательной активности. Целью является повышение уровня развития детей. Важным условием является не то, чтобы дать как можно больше знаний. Главное – выработать способы познавательной деятельности.

Мозг человека проявляет высокую активность в первые 7 лет жизни. Ребёнок от природы очень любопытен и усваивает огромное количество самой разной информации. Задача родителей – поддерживать любознательность малыша и всячески стимулировать мышление. Пробелы в умственном развитии тяжело восполнить в более старшем возрасте.

При поступлении в школу дети, с которыми активно занимались взрослые, быстрее адаптируются к новым условиям, умственным нагрузкам. Дети, умственное развитие которых не было в приоритете у взрослых, тяжело адаптируются к школе и испытывают сильнейший стресс.  

Особенности умственного развития детей раннего возраста

особенности умственного развития детей раннего возраста

В период от рождения до 2 лет малыш учится осознанно воспринимать внешний мир, доверять ему и взаимодействовать. Примерно с года ребёнок начинает понимать основные связи между действием и результатом, открывает новые способы достижения результата. В полтора года учится искать оригинальные решения проблем, формируется способность воображать события, которые на данный момент не происходят.

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста

Дети 2-3 лет

У детей в этом возрасте не сформировано критическое мышление. Знания о себе формируются на основании того, что говорят взрослые. Необходимо двухлеткам предоставлять самостоятельность в подходящих по возрасту сферах деятельности. Происходит становление самосознания, развивается речь, формируются навыки самообслуживания.

Дети 4 лет

Мышление четырёхлеток приобретает образный характер. Это значит, что дети могут представлять предмет в памяти без опоры на наглядность. Младшие дошкольники регулируют внимание, делая его избирательным и целенаправленным. Малыши не способны подолгу концентрироваться на одной деятельности, поэтому важно чередовать умственный труд с физической активностью. К концу возрастного периода ребёнок определяет ведущую руку, которую чаще использует для разных видов деятельности: рисования, удерживания предметов.

Дети 5 лет

С пятого года жизни развивается устойчивость внимания. Следом большими темпами развиваются такие психические процессы, как память, воображение, восприятие. Умственные способности детей проявляются через понимание математических представлений, закономерностей, характеристик предмета. Формируется логическое мышление, умение сравнивать, обобщать, анализировать. Преобладает познавательный интерес, благодаря которому ребёнок задаёт уточняющие вопросы.  

Дети 6 лет

Этот возраст характеризуется произвольностью психических процессов. Ребёнок самостоятельно управляет своим поведением, деятельностью. Однако шестилетки ещё могут отвлекаться на что-то новое для них, интересное, привлекательное. Старшие дошкольники всё больше опираются на логику: понимают закономерности, умеют дополнять ряд предметов, вычислять лишний предмет в ряду. Важно организовывать детям интеллектуальные, настольные игры, в которых они смогут проявить умственные способности.

Дети 7 лет

К семи годам ребёнок умеет осознавать и контролировать свои эмоции и чувства. Утрачивается импульсивность поведения. На смену ей приходит смысловое поведение, оценивание поступков. Подготовишки обладают силой воли, которая помогает не отвлекаться от занятия, концентрироваться на нужной деятельности. Эта черта говорит о готовности к процессу обучения в школе.

Методы развития умственных способностей

как развить умственные способности ребенка

Формирование умственных способностей у детей происходит разными способами. Для дошкольников самый эффективный вариант как общего развития, так и интеллектуального – это игра. Подвижные, настольные, обучающие игры формируют знания ребёнка о правилах, последовательности действий, обучают умению работать в команде.

Другие методы интеллектуального развития:

  1. Вовлечение ребёнка в творческую активность. Это может быть театральная деятельность, в которой необходимо учить текст персонажа. Рисование, лепка, работа с конструкторами всех типов – всё это способствует умственному развитию ребёнка.
  2. Формирование навыков математического представления. Занятия со счётом, определение параметров фигур развивают логическое мышление малыша.
  3. Чтение художественной литературы. Чтение ребёнку художественных произведений, будь то сказка, стихотворение или потешки, помогает формировать навыки выразительной речи, пополняет словарный запас, развивает слуховую память.
  4. Стимулирование к задаванию вопросов. Умение правильно задавать вопросы очень важно для дальнейшего обучения в школе. Для развития этого навыка можно поиграть в игру «Угадай, какой предмет я загадал». По правилам игры ребёнок задаёт вопросы о предмете, а взрослый отвечает только «да» или «нет». Дошкольнику приходится формулировать вопросы так, чтобы получить нужный ответ и как можно скорее отгадать предмет.
  5. Определение интересов ребёнка. Если заниматься с малышом тем, что входит в область его интересов, то можно значительно увеличить прогресс в умственном развитии. Поэтому так важно интересоваться увлечениями ребёнка.

Как ускорить умственное развитие ребёнка

умственное развитие детей в процессе обучения

Основные способы, помогающие ускорить развитие интеллекта ребёнка:

Влияние раннего развития на формирование личности

умственное развитие ребенка в раннем детстве

Мнения учёных, педагогов, родителей по поводу пользы от раннего развития детей расходятся. Главным аргументом против интеллектуальных занятий в раннем возрасте является мысль о том, что ребёнок таким образом лишается детства. При этом развитие интеллекта происходит во всех сферах деятельности малыша. Даже когда с ребёнком просто общаются, играют, поддерживают, происходит интенсивное развитие мозга.

Методики, направленные на раннее развитие детей, помогают выстроить развивающую систему, направить в верное русло. Развивающие занятия с младенчества формируют навыки концентрации внимания к трёхлетнему возрасту. Дети приходят в детский сад готовые к новым нагрузкам, так как способны быстро обрабатывать информацию.

С возрастом дети, которые получали развивающий комплекс с ранних лет, быстрее адаптируются к процессу обучения, овладевают навыками чтения, письма, счёта. По окончанию дошкольного периода такой ребёнок психически готов к школьным нагрузкам.

Вывод 

Методики раннего развития предлагают большое количество детских учреждений и родителям тяжело выбирать среди всего этого многообразия. Некоторые организации обучают детей по какой-то конкретной методике. Другие организации совмещают разные направления. 

Детские центры развития «Бэби-клуб» рекомендуют отдавать предпочтение варианту совмещения разных направлений развития детей. На занятиях мы уделяем вниманием сразу 10 навыкам, описанным учеными и психологом Тони Бьюзеном, автором методики запоминания и организации мышления. Записывайтесь в наши детские клубы и сады. Мы поспособствуем  всестороннему развитию вашего ребенка.