Способности ребенка: как определить и развить

развитие способностей у детей

Дальнейшая судьба ребенка определяется еще в детстве. Она зависит от того, насколько грамотно будут созданы условия для развития способностей малыша. Уже в дошкольном возрасте родителям и педагогам стоит знать, как определять интересы и склонности ребенка. Это необходимо для правильного формирования личности и определения талантов.

Содержание статьи:

Этапы формирования способностей у детей

Психологи выявили этапы становления способностей:

В период младшего школьного возраста родителям стоит уважительно относиться к выбору ребенком кружков и секций.

В период подросткового возраста дети демонстрируют уже устойчивые интересы и склонности. Задача родителей – воспитывать у подростков навыки самодисциплины, формировать ответственное отношение к выбранному занятию.

Читайте также: что должен уметь и знать ребенок в 3 и 4 года 

Виды способностей

В сфере дополнительного образования созданы условия для развития таких видов способностей, как:

Каждый вид способностей связан с тем или иным типом интеллекта.

Типы интеллекта

Каждый ребенок является одаренным. Чтобы понять, в какой области талантлив малыш, важно определить тип его интеллекта. При этом следует помнить, что у ребенка может быть смешанный тип интеллекта. В этом случае круг его интересов и предпочитаемых видов деятельности будет достаточно широк.

Лингвистический тип интеллекта

Лингвистический тип интеллекта у ребенка

У детей с лингвистическим типом интеллекта хорошо развиты речевые навыки. Они любят слушать сказки и истории, рано начинают говорить. Как правило, навыками чтения и письма такие дети овладевают еще до поступления в школу. У них не возникает сложностей с подготовкой пересказов по литературе, написанием изложений и сочинений в школе.

«Лингвистам» нравится читать художественную литературу. Часто такие дети сами сочиняют забавные истории, пишут стихи.

Владея особым литературным чутьем, дети с лингвистическим типом интеллекта будут успешны в таких профессиях, как:

Логико-математический тип интеллекта

Логико-математический тип интеллекта у детей

Дети, у которых логико-математический интеллект, любят все, что связано с цифрами. Распознавать данный тип интеллекта легко: такие дети с легкостью запоминают номера мобильных телефонов, производят в уме арифметические вычисления, оперируют абстрактными понятиями.

В школе такие дети демонстрируют прекрасное владение всеми мыслительными операциями. Они легко устанавливают причинно-следственные связи, систематизируют данные.

Обладателям логико-математического интеллекта подойдут такие профессии, как:

Визуально-пространственный тип интеллекта

Визуально-пространственный тип интеллекта у детей

Дети с визуально-пространственным типом интеллекта обладают развитым воображением, богатой фантазией. В играх они часто используют предметы-заменители. Антураж для игр они часто изготавливают сами из пластилина, цветной бумаги, ниток, коробок, бусин, пуговиц и прочих материалов, которые находят дома.

Такие дети любят собирать мозаики, создавать объемные композиции из мелких деталей. Они демонстрируют высокий уровень развития зрительной памяти. Такие дети прекрасно ориентируются в пространстве. Также у них хорошо развит эстетический вкус.

Природные задатки помогут детям с визуально-пространственным типом интеллекта добиться успеха в таких профессиях, как:

Телесно-кинетический тип интеллекта

Телесно-кинетический тип интеллекта у ребенка

У детей с данным типом интеллекта хороший аппетит, они имеют крепкое телосложение. Их привлекают различные виды спорта и хореография. Они прекрасно владеют собственным телом и умеют выражать эмоции посредством движений. Ребенок с телесно-кинетическим типом интеллекта любит находиться на публике, выступать на сцене.

Кроме того, им нравится заниматься ручным трудом.

Чтобы тяга к творчеству не угасла, таких детей нужно чаще хвалить. Также необходимо научить их конструктивно воспринимать критику.

Умения телесно-кинетического ребенка помогут ему добиться успеха в таких профессиях, как:

Музыкальный тип интеллекта

Музыкальный тип интеллекта у детей

Обнаружить музыкальный тип интеллекта нетрудно: заслышав музыку, малыши оживляются, начинают топать ножкой в такт, пританцовывать.

Уже в дошкольном возрасте отмечается тяга таких детей к музыкальным инструментам и пению.

Обладая хорошим мелодическим слухом, чувством ритма и музыкальной памятью, они смогут самореализоваться в таких профессиях, как:

Натуралистический тип интеллекта

Натуралистический тип интеллекта у ребенка

Такие дети обожают растительный и животный мир. Им нравится выращивать семена, наблюдать за изменениями погоды, ухаживать за домашними животными. На прогулках они внимательно рассматривают насекомых, наблюдают за жизнью в муравейнике, ловят бабочек. Они с упоением читают энциклопедии и ставят научные опыты в домашних условиях.

Любимыми предметами в школе у таких детей являются окружающий мир, биология, физика, химия, экология. Увлеченность этими науками обеспечит их успех в таких профессиях, как:

Экзистенциальный тип интеллекта

Экзистенциальный тип интеллекта

Дети-экзистенциалы от сверстников отличаются особой серьезностью и рассудительностью. Они живут в гармонии с собой и окружающими, прекрасно понимают свои эмоции и умеют правильно интерпретировать эмоции партнеров по общению. Своей мудростью они порой удивляют родителей и педагогов.

Подросткам-экзистенциалам нравится рассуждать на философские темы, они любят читать эзотерические книги.

У детей с этим типом интеллекта легко происходит формирование таких значимых качеств, как ответственность, умение прогнозировать развитие событий, гибкость поведения, эмоциональный самоконтроль. Именно эти качества обеспечивают им успех в таких профессиях, как:

Читайте также: развитие эмоционального интеллекта у детей

Межличностный тип интеллекта

Межличностный тип интеллекта

Дети с таким интеллектом уже в дошкольном возрасте очень эмпатичны. Они замечают малейшие изменения в настроении сверстников в процессе взаимодействия, умело подстраиваются под стиль общения собеседника. Они тактичны, способны найти общий язык с разными людьми. В конфликтных ситуациях дети с межличностным типом интеллекта умело обходят острые углы, с готовностью идут на компромисс. Часто такие люди становятся душой компании, их тонкий юмор и личностный шарм располагают к себе. Они обладают лидерскими способностями, часто выступают в роли организаторов того или иного мероприятия.

Особая личностная восприимчивость поможет людям с межличностным типом интеллекта достичь успеха в таких профессиях, как:

Как понять, какие способности есть у вашего ребенка?

Способности у ребенка

Чтобы ребенок понял свое предназначение, важно как можно раньше определить, какими талантами обладает малыш. Они обнаруживают себя в процессе повседневной жизни, нужно только понаблюдать за тем, к каким видам деятельности тяготеет ребенок, как он взаимодействует с внешним миром, как реагирует на те или иные предложения взрослого. 

Родители должны показать малышу многообразие мира, создавать условия для его участия в разных видах деятельности.

Если ребенок демонстрирует предпочтение к определенному виду деятельности, нужно поддерживать его стремления, расширять это направление творческой активности.

Определить область одаренности ребенка можно, если:

  1. В процессе наблюдения за игрой малыша стараться понять, что именно он делает. Играя в песочнице, малыш может искать сокровища, строить замки или наблюдать за жизнью муравейника. Обращая внимание на нюансы деятельности малыша, родители смогут понять истинные его наклонности.
  2. Обратиться к детскому психологу. Такой специалист проведет диагностику интересов ребенка и определит тип интеллекта малыша.
  3. Расспросить воспитателей в группе детского сада, которую посещает малыш, о том, чем в течение дня предпочитает заниматься ребенок.

Как развивать способности у детей

 Как развивать способности у ребенка

Чтобы развивать способности ребенка, нужно:

  1. Поощрять увлечения ребенка. Выявив творческую предрасположенность ребенка, не нужно стараться его переделать, переключить его внимание на другой вид деятельности. Вместо этого лучше записать малыша в соответствующий кружок или студию.
  2. Нужно создать ребенку условия для творчества в той сфере, которая ему интересна. Чтобы интерес к занятиям не угас, не нужно заставлять малыша заниматься музыкой или рисовать. Пусть он делает это тогда, когда ему хочется.
  3. Родителям важно с пониманием относиться к изменению круга интересов ребенка. Критиковать и осуждать его за то, что он больше не хочет посещать спортивную секцию, которую сам выбрал, не стоит. Однако выяснить причину, из-за которой ребенок потерял интерес к занятиям, стоит.
  4. Следует помнить, что похвалы заслуживает не только идеально выполненная аппликация или блестящее выступление на соревнованиях. Поощрять нужно стремление ребенка к победе, его упорство, аккуратность, креативность.
  5. Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми. Ребенок ждет от родителей поддержки, а не обидных сравнений и упреков.

Читайте также: 11 факторов для развития интеллекта у детей

Игры и упражнения для развития способностей ребенка

Игры и упражнения для развития способностей ребенка

Игра является ведущим видом деятельности ребенка в период дошкольного детства. Психологи рекомендуют развивать способности ребенка в игре. Большим потенциалом для развития способностей обладают такие игры, как:

Читайте также: развивающие игры для детей 2-х лет с родителями дома

Вывод

Чтобы определить, какими талантами обладает малыш, родители должны уделять ему много времени и внимания. Совместные игры с ребенком, участие в его жизни, общение с ним – все это действенные способы своевременного обнаружения интересов и склонностей ребенка.

Если говорить о развитии способностей ребенка, то здесь родителям нужно исходить из потребностей ребенка. Попытки родителей реализовать собственные амбиции через привитие ребенку любви к тому или иному виду деятельности успехом не увенчаются. Важно понять. Что каждый человек – это индивидуальность. Ребенок имеет право на собственные интересы. Родители не должны стараться перевоспитать его. И задача состоит в том, чтобы создать условия для творческого самовыражения ребенка.

Заключение

В детских центрах развития и садах Бэби-клуб созданы все условия для детей разного возраста. Опытные педагоги проводят занятия для детей от 8 месяцев до 7 лет. Дети дошкольного возраста занимаются ритмикой и фитнесом, изучают английский язык. На занятиях дети учатся работать с пастелью, акварелью и маслом, а в музыкальном классе осваивают игру на пианино и вокал.

Занятия в наших центрах не только способствуют гармоничному развитию личности ребенка, но и дарят ему массу положительных эмоций, радость общения со сверстниками и педагогами. Игровая форма организации занятий способствует развитию устойчивого интереса детей к творчеству и познанию нового. Все это способствует формированию у детей важных социальных черт характера и способствует их творческой самореализации.