Развитие мозга у ребенка

развитие мозга ребенка

Первые года жизни наиболее важны для развития ребенка. Появляясь на свет, он получает много новой информации, которую надо усвоить, запомнить. Поэтому первые 3 года происходит усиленное и ускоренное формирование головного мозга.

Частично, насколько умным будет ребенок, зависит от генетических факторов, но они не являются определяющими. Формирование мозга, психическое и физическое здоровье зависят от полученного опыта, влияния близкого окружения. 

С малышом нужно заниматься, подбирать упражнения для развития головного мозга. Чтобы в дальнейшем ребенку было проще запоминать информацию, строить логические мыслительные цепочки, анализировать, обучаться. Делать это надо с первых дней жизни. Ведь на момент рождения мозг сформирован, но его развитие на этом не останавливается.

Содержание статьи:

Когда у ребенка развивается мозг? 

Развиваться головной мозг у ребенка начинает еще когда он находится в утробе матери. На 2-й недели после зачатия появляется нервная пластинка. Клетки быстро делятся и к концу 3-й недели образуется нервная трубка. На 4-й недели ее головной конец расширяется. Так появляется головной мозг. Он постоянно развивается. Формируются его отделы.

Когда малыш рождается, на этой стадии, развитие мозговых структур не окончено. При этом новые нейроны не образуются. Полный набор нервных клеток появился задолго до рождения.

Особенности формирования мозга:

  1. Развитие головного мозга связано не с появлением новых нейронов, а с образованием нейронных сетей. Чем больше их создано, тем легче протекают процессы запоминания. В дальнейшем детям проще обучаться. У них более развита память, мыслительные способности.
  2. Каждый нейрон имеет специальные отростки – дендриты, которыми соединяется с другими клетками. Они получают сигналы, распределяют и отправляют через аксон, другому нейрону.
  3. Нервные импульсы «активируют» нейрон. Стимулируют формирование дендритных ответвлений. Чтобы нервная клетка могла одновременно пропускать множество сигналов. Импульсы проскакивают по аксону к другой клетке головного мозга и создают новый путь. Чем больше таких «дорожек», тем быстрее и проще из мозга «вытащить» информацию, обработать полученные данные.
  4. Больше всего таких «путей» создается в первые годы жизни. Мыслительные способности зависят не от размера мозга, а от количества разветвлений. Так происходит развитие мозга ребенка.

Все отделы мозга формируются до рождения. После появления малыша на свет отдельные участки продолжают дифференцироваться («распределять свои обязанности»).

У ребенка есть потребность узнавать что-то новое. Для этого дети используют все органы чувств. Поэтому все подряд тянут в рот, хватают в руки, внимательно осматривают. В этот момент создаются новые связи между нейронами.

Процесс развития мозга никогда не останавливается. Эксперименты, исследования высшей нервной деятельности показывают, что эти «пути» создаются на протяжении всей жизни, а угасают в старости. Почему же тогда так важно заниматься развитием ребенка в первые годы, а не позднее?

Почему первые годы жизни ребенка так важны для развития мозга?

развитие мозга ребенка до 3 лет

Многочисленные исследования подтверждают, что больше всего связей между нейронами формируется в первые годы жизни. Мозг в этот период наиболее пластичный, готовый воспринимать много новой информации. Ведь надо:

Ребенок, когда рождается, действует инстинктивно. Основные навыки приобретает в первые годы жизни. Поэтому «природа позаботилась» о возможности воспринимать новое, обучаться.

Способность к созданию новых переплетений между нейронами усиливается на 10 неделе после рождения. Ускоренный этап развития длится 2–3 года. В этот период:

Пути между нейронами бывают очень длинными. Дендриты соединяют не только соседние клетки, но и расположенные в разных концах головного мозга. Благодаря формированию новых связей, увеличивается объем мозга. При рождении его вес около 300 г (это 25% веса мозга взрослого человека). К 7 годам его вес увеличивается в 3 раза.

На создание нейронных сетей влияет:

Со временем способность к созданию новых нейронных связей слегка «ослабевает», но не исчезает полностью. Успешное их формирование у детей от рождения до 7 лет влияет на психическое развитие. Чем их больше, тем легче воспринимать, запоминать, анализировать полученную информацию, обучаться. Ранний возраст – оптимальный для проведения занятий, развивающих мозг.

Читайте также: Что должен уметь и знать ребенок в 3 года

Какие занятия развивают мозг ребенка

упражнения для развития мозга у детей

«Прокачивать» головной мозг помогают специальные занятия. Подбирают их в зависимости от возраста ребенка.

Например:

  1. Песочная анимация. Сыпучий, мелкий песок способствует развитию мелкой моторики, тактильной чувствительности. Ребенок сам (на начальных этапах с помощью взрослого) воспроизводит знакомые сказки. Перестает быть пассивным слушателем. С возрастом привносит что-то свое, изменяя сюжет или придумывая рассказ самостоятельно. Формируется память, воображение. Работа с песком успокаивает.
  2. Ментальная арифметика. Занятие увеличивает скорость мышления, творческие способности. Специальные тренировки улучшают память, внимание. Способствуют развитию логического мышления. Ребенок учится быстрее визуализировать информацию, работать с большим объемом данных. Тем самым формируются новые нейронные сети.
  3. Чтение. Дети развивают речь, пополняют запас слов. Узнают много новой информации, получают развитый вербальный интеллект. В процессе обучения чтению важно не только обучить ребенка складывать буквы в слоги, а слоги в слова. Надо, чтобы он анализировал прочитанную информацию.

Чтобы ребенок занимался с удовольствием, не терял интереса к занятиям, их проводят в игровой форме. Для работы с маленькими детьми разработаны специальные методики, программы раннего развития.

Игры для развития мозга для детей

игры для развития мозга у детей

Игра – ведущая деятельность ребенка. Начинать с ним играть можно с самого рождения, постепенно подбирая игры, соответствующие возрасту.

Примеры игр:

  1. «Подача и возврат». Малыши – лучшие подражатели. Они активно повторяют все за взрослыми, которые с ними играют. Взрослый произносит звук, делает определенное движение, а ребенок повторяет. Благодаря двухстороннему взаимодействию, укрепляются не только нейронные связи, но и отношения между малышом и родителями.
  2. «Что изменилось». Тренирует память, внимание. Перед ребенком ставят несколько игрушек (можно начать с 3–4, постепенно их добавляя, если малыш справляется с заданием). Он должен запомнить, какие игрушки были. Затем отвернуться, закрыть глаза. В этот момент взрослый убирает 1 предмет. Ребенок снова смотрит и говорит, какой игрушки не хватает.
  3. «Пасочки». Игра с песком. Когда из влажного песка делают «куличики», строят замки. Можно проводить не только в песочнице, но и играть со специальным «кинетическим» песком. Он разноцветный. Попутно помогает запоминать цвета, развивать воображение и мелкую моторику.

Мы подготовили список игр для развития ребенка 3-4 и 5-6 лет. Выбирайте наиболее подходящие так, чтобы они нравились малышу. Ведь у каждого свои предпочтения.

Советы для родителей

Стремление сделать из ребенка гения, не должно мешать его правильному развитию. Например, если ребенок в 3–4 года отказывается наотрез читать, заинтересовать его книжкой не получается и все методики развития опробованы, но безрезультатны? Попробуйте что-то другое, может, малыша привлечет мир цифр, или ему нравится рисовать. Не ограничивайте детей своими желаниями!

Развитие мозга до 3 лет, протекает наиболее активно. Самому ребенку сложно усваивать новые навыки. Ему нужна помощь родителей, педагогов, психологов.

Чтобы помочь малышу сформировать как можно больше нейронных связей, соблюдайте правила:

Главное – любите и заботьтесь о ребенке. Существует феномен – «госпитализм». Без заботы взрослых, из-за дефицита общения у ребенка ухудшаются все психические процессы.

Вывод

Мозг человека постоянно развивается. Его работа, этапы формирования, психофизиологические особенности до конца не изучены. Так как это очень сложная система. Доказано, что его формирование зависит не только от генетических факторов, но и от окружающей среды. Наиболее восприимчив к получению новой информации, созданию нейронных сетей мозг ребенка. В период раннего детства от окружающих зависит, насколько эффективным будет его развитие.

Заключение

Чтобы ребенок в дальнейшем успешно обучался, получал полезные навыки, «прокачивал» память, внимание, мыслительные способности разработаны специальные педагогические методики. В детских клубах и садах «Бэби-клуб» игровые занятия проводят квалифицированные педагоги с психологической подготовкой. Используют проверенные годами программы раннего развития, которые помогают всесторонне развивать детей в свободной атмосфере.