Необычный мир левшей

15 мая 2015

Существует множество фактов и наблюдений о работе полушарий мозга — ­левого и правого. Несмотря на то что исследования продол­жаются, одно ясно точно: поведение человека, его речь, слуховое, зри­тельное восприятие и многое другое — это результаты совместной работы левого и правого полушарий. Каждое из них играет свою роль. Самым наглядным проявлением неравнозначности половинок мозга является левшевство. Действительно, активное использование чело­веком левой руки легко заметить в бытовых действиях. Никому не со­ставит труда определить, кто перед ним — левша или правша.

Часто употребляемое понятие «левша» не всегда вер­но используют. Если человек предпочитает пользо­ваться левой рукой, но все остальные органы актив­нее с правой стороны, речь идет о леворукости. Чтобы говорить о том, что человек левша, нужно убедиться, что активной у него является не только левая рука, но и другие органы.

То, насколько выражена несимметричность систем организма, напрямую влияет на поведение и спо­собы реакции человека в различных ситуациях. Так, например, установлено, что «чистые правши» успешнее других ориентируются в пространстве, они более чувствительны к положительным эмоци­ям и в целом более оптимистичны, чем леворукие. В то же время левши чаще жалуются на плохое на­строение, подавленность, внутреннее напряжение, раздражительность, нарушения сна. У левшей по­вышена эмоциональность, интуиция и им гораздо труднее ориентироваться в пространстве.

Мой ребенок — левша

Леворукие дети — совершенно особая тема для разго­вора. Несмотря на то что сейчас отношение и методы работы с ними в детских садах и школах изменились, родители «левшат» задаются одними и теми же, схо­жими вопросами.

Самый частый из них — переучивать ребенка или нет. Для того чтобы этот вопрос решить, необходимо вы­яснить причину леворукости.

Часто леворукость носит наследственный характер. В случаях, когда один из родителей или его родствен­ники левши, вероятность появления в семье такого малыша очень высока. В этих случаях переучивать ребенка не стоит. Его мозг уже имеет сложившийся стиль работы, отличный от «среднестатистического». Насильственное переучивание, которому дети ин­стинктивно очень сильно сопротивляются, может сло­мать отлаженные механизмы и привести к заиканию, дефектам письма и чтения, эмоциональным нарушениям вплоть до неврозов.

Бывает так, что левшество является способом пре­одоления мозгом ребенка последствий какой-либо родовой травмы. Например, если при рождении левое полушарие пострадало, то правое берет на себя часть его функций и ребенок становится «вынужденным левшой».

Интересные факты

  • Все полярные медведи — левши
  • Некоторые левши обладают способностями экстрасенса
  • 4 из 5 разработчиков Macintosh’а были левшами
  • Левши под водой видят лучше, чем правши
  • Знаменитый лягушонок Кермит, появившийся в 1957 году, был левшой, как и его создатель Джим Хенсон
  • В штате Западная Вирджиния есть город Left Hand
  • Самая большая организация для левшей — «Left- Handers International» — насчитывает более 50 тыс. членов по всему миру

Здоровому ребенку до 1–1,5 лет все равно, в какую руку брать предметы. Поэтому если родители настой­чиво вкладывают ему ложку или игрушку в правую руку, то малыш, рожденный левшой, превращается в правшу.

Специфика работы мозга левши отражается на его психических особенностях. Дети-левши более эмоцио­нальны, неуравновешенны и чувствительны к мнению близких, чем праворукие. У левшей позже развивается связная речь. У них нет стойких понятий о том, где пра­вая, а где левая сторона. В представлении таких детей буквы и цифры можно написать или прочитать не толь­ко в зеркальном, но и в горизонтальном, и вертикальном направлениях. Из-за этого могут возникнуть трудности овладения письмом и чтением. Особенных усилий от ре­бенка требует счет, в частности счет в уме.

То, как левши видят мир, отличается от общепринятой картины. Левши постоянно находят свой способ освоения мира. У них в отличие от правшей нет стабильного набора навыков, которые совершаются на автомате и позволяют функционировать, не «подключая» дополнительно осознанность, и не задумываясь: «Как лучше это сделать?».

Если вы воспитываете левшу, обязательно учитывайте эту особенность. Маленькому левше будет сложно, просто глядя на вас, научиться пользоваться ложкой, карандашом, завязывать шнурки и т. п. Вы окажете ему неоценимую помощь, если возьмете его руки в свои и несколько раз вместе с ним проделаете то или иное движение. Используйте этот прием и когда ребенок будет писать буквы и цифры. Срисовать с образца ему будет непросто, а если вы несколько раз «рука в руке» обведете образец — тело ребенка запомнит различные движения и расположение пальцев рук, туловища и т. д.

Левши вынуждены с самого детства адаптироваться, и это входит в привычку. В результате, за частую оказывается, что левши лучше и быстрее способны найти выход из ситуации и легче приспосабливаются к окружающим условиям.

Советы мамам левшей и тест на определение ведущей руки вы найдете в статье «Правша или левша?» журнала Мама, это я.

Скачать статью в PDF(PDF, 2,8 МБ)

Русский Левша

Есть такой редкий вид искусства — микроминиатюра. Это создание под микроскопом маленьких удивительных творений. В России и ближнем зарубежье едва ли насчитается более десятка человек, занимающихся этим ремеслом. И в замечательном городе Новосибирске есть такой мастер на все руки — Владимир Анискин. Его шедевры микротворчества представлены, например, в Музее Левши в Санкт-Петербурге — на Невском проспекте, совсем рядом с площадью Московского вокзала.

Караван верблюдов

Восемь уставших верблюдов уныло бредут в пустыне на фоне заходящего солнца. Верблюды размещены внутри полого конского волоса. Волос просверлен и отполирован изнутри и снаружи. Диаметр волоса 120 мкм (0,12 мм), высота верблюдов70-80 мкм (0,07-0,08 мм). Материал — платина. Волос был просверлен вдоль, затем отполирован снаружи и изнутри. После полировки волос напоминает маленькую стеклянную трубочку. Затем внутрь были помещены верблюды. Разместить 8 объектов внутри просверленного волоса, чтобы при этом все объекты находились в одной плоскости — очень и очень сложная задача.

www.aniskin.ru

Горячо рекомендуем сходить в музей с детьми от 4, а может даже от 3 лет! Там можно сначала попытаться увидеть невооруженным глазом творение, а потом уже рассмотреть в микроскоп, какая картина спряталась в игольном ушке или на срезе волоса.