Как развить усидчивость у ребенка: упражнения и игры
Как развить усидчивость у ребенка: упражнения и игры
Любому родителю хочется, чтобы их малыш рос усидчивым и внимательным. Как же развить такие полезные качества в детях?
Главное – делать это аккуратно и последовательно.
Многие ждут внимательности уже у годовалых детей, в то время как даже у 5-6-леток внимание носит непроизвольный характер. Это значит, что ребенку трудно сконцентрироваться по требованию. В этом возрасте детей способно привлечь только что-то яркое и необычное. Однако именно такая непроизвольность внимания позволяет дошколятам за 3-4 года до школы «перелопатить» огромнейший объем информации, интересоваться всем на свете и перепробовать все, что угодно! Именно любознательность, стремление познать (потрогать, попробовать, рассмотреть, разобрать) и являются залогом успешного развития малыша.
Как проводить занятия с любознательными непоседами?
Предлагаем небольшую шпаргалку для родителей:
Помните, что дети любят всё яркое и интересное. Поэтому, если мы хотим увлечь ребёнка выполнением какого-либо задания, нужно рассказать ему о привлекательных моментах данной деятельности. Именно поэтому родители для проведения развивающих игр могут использовать различные сказочные истории, сюжеты и соревновательные моменты.
Чтобы занятия были продуктивными, необходимо создать благоприятную атмосферу. Так что отложите подальше игрушки, которые могли бы отвлечь малыша от выполнения данного задания и позаботьтесь о том, чтобы был выключен телевизор (если вы занимаетесь с малышом дома).
В процессе занятия выражайте свои эмоции, радуйтесь и удивляйтесь вместе с малышом. Ребенок с удовольствием подключается к игре, если видит, что и вам, взрослым, эта игра искренне интересна!
Ну и, конечно же, не забывайте хвалить ребенка за успех.
Имейте в виду, что речь – одно из главных средств, способствующих формированию внимания. Поэтому комментируйте все, что вы делаете, а также попросите ребенка проговаривать свои действия и делиться с вами мыслями о том, что он собирается сделать. Так ребенок будет учиться планировать свои действия. Если у малыша еще не получается выстроить план, помогите ему справиться с этой непростой задачей, поинтересуйтесь: «Что ты сейчас делаешь?», «Что будешь делать потом?», «Посмотри туда...», «А что еще можно сделать?».
Дорогие родители, очень важно помнить, задавая вопрос малышу, вы не должны сами отвечать на поставленный вопрос. Не торопитесь помогать ребенку с ответом и не подгоняйте малыша: дайте ему время собраться с мыслями, подумать, сформулировать и самостоятельно дать ответ!
Если, несмотря на все ваши старания и ухищрения, малыш то и дело крутится по сторонам в поисках более увлекательного занятия, не вздумайте обуздать его порывы повелительными фразами типа: «Успокойся!», «Не вертись!». Лучше предложите ребенку окончить начатое дело словами: «Посмотри, тебе осталось доделать совсем немного», «Давай нарисуем еще цветочек», «Мы доделаем, и ты увидишь, как все красиво получится» и т.д.
Памятка для родителей
Чтобы занятия были в радость ребенку и приносили максимум пользы, родители всегда должны помнить:
Пятилетний ребенок может концентрировать внимание на одном занятии около 15-ти минут, затем ему необходимо сменить вид деятельности.
Если же малышу меньше пяти лет, сосредоточиться на выполнении задания он может еще на более короткий срок, чем 15 минут: задания для малышей младше пяти лет целесообразно проводить в течение 3-10 минут. Не нужно требовать от ребенка сидеть над выполнением задания больше, чем он способен, так как эффект от занятия снижается.
Нужно предложить своему ребенку после выполнения какого-либо развивающего задания поиграть в мяч, полазить по шведской стенке, проползти под столом и стульями, как ящерица. Сделайте с ним небольшую зарядку под веселую мелодию (интеллектуальная деятельность обязательно должна сменяться подвижными играми).
Интерес вашего малыша не будет угасать, если в течение дня вы предложите ему разноплановые задания: сначала, например, на ознакомление с цветом, позже – с цифрами, далее – игра на развитие логического мышления и т. п. Ребенок всегда будет знать, что когда вы его зовете поиграть, его обязательно ждет что-то новое и интересное! А когда ребенку интересно, он усидчив и внимателен!
Примеры упражнений и игр
Очень простые упражнения, которые можно использовать для развития внимания и усидчивости малышей
Игры на развитие внимания
Найди отличия. Покажите малышу два похожих рисунка и попросите найти отличия.
Что пропало? Поставьте перед ребенком 3-7 игрушек (количество игрушек зависит от возраста малыша), а затем попросите его закрыть глаза и спрячьте одну игрушку. После этого дайте сигнал открыть глаза. Он должен сказать, какой игрушки не хватает.
Съедобное – несъедобное. Вы бросаете ребенку мяч, при этом называете слово. Ребенок должен поймать мяч только в том случае, если вы назвали что- то съедобное, а если нет – следует опускать руки.
Делай как я! Под считалку вы ритмично выполняете простые движения (например, киваете, хлопаете в ладоши, топаете ногой), а ребенок повторяет за вами. Затем, неожиданно для малыша, вы меняете движение. Ребенок должен сориентироваться и повторить за вами новое движение.
«Ухо – нос». По команде «Ухо» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос» – за нос. Вы тоже выполняете вместе с ними действия по команде, но через некоторое время начинаете делать ошибки (говорите: «Нос», а трогаете ухо: малыши должны делать так, как вы говорите).
«Карлики и великаны». По команде «Карлики» дети приседают, а по команде «Великаны» – встают. Команды даются вразнобой и в разном темпе.
«Игра с флажками». Когда вы поднимаете красный флажок, дети должны подпрыгнуть, зеленый – хлопнуть в ладоши, синий – шагать на месте. Команды меняются.
Три задания. Малыш становится в удобную позу, затем по сигналу «Раз, два, три – замри!» он должен замереть и оставаться неподвижен. В это время вы называете три задания, ребенок слушает задания до конца, а после команды «Раз, два, три – беги!» малыш отправляется на выполнение заданий. Причем задания необходимо выполнять именно в той последовательности, в которой вы указали. Вот пример заданий:
Назови какое-нибудь домашнее животное.
Подпрыгни три раза.
Принеси синюю машинку.
Игры на развитие усидчивости
Если вы хотите дать малышу занятие, требующее усидчивости, предложите ему:
Разукрашивать. Возьмите раскраску или сами нарисуйте какой-нибудь предмет и предложите ребенку разукрасить его, не выходя за контур.
Лепить. Лепить из пластилина очень интересно и весело, особенно с мамой и папой. Попробуйте! Понравится всем!
Собрать пазл или мозаику.
Разложить детали мозаики по цвету.
Поиграть со шнуровками.
Пересыпать фасоль или горох в бутылку с узким горлышком.
Переливать воду из емкости с широким горлышком в емкость с узким горлышком.
Вывод
Дорогие родители, не расстраивайтесь, если малышу все же трудно надолго сосредотачиваться, если пока так и не удается довести начатое дело до конца. Главное в любых занятиях – терпение, доброжелательность, внимание даже к небольшим успехам и достижениям. Продолжайте занятия, и вы обязательно увидите результаты!
В детских центрах и садах «Бэби-клуб» наши специалисты уделяют внимание как развитию внимания, так и усидчивости детей. Приходите к нам в гости, чтобы увидеть все своими глазами!
Мы вам перезвоним
Пожалуйста, оставьте номер, мы расскажем о ближайших к вам садах или клубах, форматах занятий и другой интересующей вас информации