Что должен уметь и знать ребенок в 2 года: памятка для родителей

Что должен уметь и знать малыш в 2 года

Каждый год жизни ребенка играет большую роль в его развитии. Поэтому родителям нужно понимать, какими знаниями и умениями должен обладать нормально развивающийся малыш, чтобы вовремя выявить и скорректировать дефекты.  

Содержание статьи:

Интеллектуальное развитие

Интеллектуальное развитие ребенка в 2 года

В двухлетнем возрасте мозг малыша активно развивается. Он как губка впитывает информацию об окружающем мире, проявляется живой интерес ко всему происходящему.

У малыша развивается речь, память, мышление. Двухлетка должен уметь следующее:

В столь раннем возрасте новые навыки приобретаются и закрепляются очень быстро, поэтому развивающие занятия очень полезны для малыша.

Развитие речи

Развитие речи ребенка в 2 года

В два года многие дети уже умеют разговаривать. Конечно, их словарный запас еще очень маленький – он составляет 200–300 слов. Сложные звуки малыш еще не умеет выговаривать.

Речевое развитие двухлетнего ребенка включает в себя следующие навыки:

Двухлетки не только хорошо запоминают новые слова, но и придумывают свои. Словотворчество – один из признаков правильного речевого развития малыша. Больше информации о развитии речи ребенка читайте в нашей статье «Как научить ребёнка говорить: способы, игры и упражнения». 

Психическое развитие

Два года – это возраст, когда дети начинают проявлять первую самостоятельность. Они стремятся многие вещи делать сами – одеваться, доставать одежду или игрушки из шкафа и многое другое. Если ребенок не может четко выразить свое желание, он начинает плакать, капризничать, устраивать истерики.

В два года механизмы саморегулирования организма еще плохо развиты. Поэтому любой физический дискомфорт (недосып, голод, холод или жара) влияют на психическое состояние. Ребенок не может сосредоточиться на выполняемом занятии или игре, капризничает, хнычет. Заметив такое поведение, нужно выяснить, что беспокоит кроху.

На детей сильно влияет окружающая обстановка. Ругань и ссоры в семье негативно отражаются на детской психике. Ребенок, который часто слышит крики родителей, становится нервозным, пугливым, плохо спит. А вот теплая домашняя атмосфера, наоборот, способствует развитию уравновешенной, спокойной личности.

Психоэмоциональное развитие

В столь раннем возрасте эмоционально-волевая сфера еще совершенно неразвита. Малыш не умеет контролировать свои эмоции, поэтому плачет, когда ему что-то не нравится. Его настроение очень неустойчиво: еще минуту назад он весело смеялся, а сейчас громко рыдает, потому что ему чего-то не разрешили.

Из-за этой нестабильности дети часто перенимают настроение окружающих. Если ребенок спокойно играет, и рядом с ним вдруг заплачет другой малыш, то он тоже может зарыдать. Родители должны понимать эту особенность детской психики и не удивляться беспричинным слезам.

Двухлетки еще не умеют воспринимать сверстников как себе подобных. Они могут играть рядом, но не взаимодействуют друг с другом. Понятий о дружбе в таком возрасте еще нет, поэтому малыши часто дерутся, отбирают друг у друга игрушки и не понимают, почему взрослые не поощряют такое поведение.

Психологическое развитие

Возраст 2 года в некотором смысле считается переходным. Ребенок переходит от младенчества к младшему дошкольному возрасту. В этот период взрослые закладывают в малыша фундамент его будущей личности. Каждый месяц жизни вносит свои изменения. 

Двухлетние дети еще не могут обучаться на собственном опыте, поэтому подражают взрослым, которые значимы для них (это могут быть не только родители, но и старшие братья и сестры, воспитатель в детском саду). А поскольку ребенок еще не умеет различать хорошее и плохое, он подражает всему.

Внимание двухлетки нестабильно и рассеяно. Он может сосредоточиться только на той деятельности, которая его по-настоящему увлечет. Поэтому все обучающие занятия нужно организовывать так, чтобы крохе было интересно. Читайте в нашей статье о том, как развить внимание у ребенка.

С двух лет у ребенка начинают вырабатываться такие личностные качества, как целеустремленность, инициативность, самостоятельность. Задача взрослых – понемногу расширять границы свободы малыша, давая ему возможность развития этих качеств.

Навыки самообслуживания

Навыки самообслуживания в 2 года

В два года малыш уже далеко не беспомощный. Он многое умеет делать сам. Степень самостоятельности зависит от того, насколько взрослые уделяют этому внимание. Дети, которые уже посещают детский сад, обычно умеют больше своих сверстников, сидящих дома. Хотя и дома можно без труда обучить малыша элементарным навыкам самообслуживания.

В два годика ребенок должен уметь:

Чтобы малыш быстрее заучил новый навык, нужно не просто показывать ему действия, но и объяснять каждый этап. Например, «сначала закатим рукава, затем откроем воду, возьмем мыло, намочим руки» и т. д.

Изобразительная деятельность

Изобразительная деятельность в 2 года

Ребенок двух лет уже имеет элементарные навыки рисования. Изобразительная деятельность способствует познавательному развитию, поэтому ребенку нужно ей заниматься. Рисуя, кроха познает окружающий мир и самого себя.

Дети в два года должны уметь:

Если ребенок еще не владеет всеми этими навыками, переживать не стоит. Все малыши разные, и развитие у них идет с разной скоростью.

Физическое развитие

Физическое развитие ребенка в 2 года

В возрасте двух лет малыш совершенствует основной двигательный навык – ходьбу и другие, связанные в ней умения. Поэтому двухлетки такие активные – они обожают бегать, прыгать, лазить везде, где только можно. В норме ребенок должен уметь следующее:

В период с двух до трех лет ребенок учится координировать движения и лучше сохранять равновесие. К концу третьего года малыш умеет уже очень многое.

Мелкая моторика

Мелкая моторика в 2 года

Ребенок в 2 года уже умеет пинать мяч, залезать и спускаться с мебели, ходить, держа игрушкив руках. Малыш все лучше и лучше способен координировать движения ручек и ножек. В два года детям очень нравится играть с мелкими предметами. Такие игры способствуют развитию мелкой моторики. Двухлетка должен уметь:

В этом возрасте очень важно активно развивать мелкую моторику. Однако нужно следить, чтобы, играя с мелкими предметами, кроха не проглотил их, не засунул в нос или ухо.

Развитие восприятия

Развитие восприятия в 2 года

В два года восприятие носит непроизвольный характер. Малыш обращает внимание на яркие, выраженные признаки того или иного предмета. Причем, эти признаки могут быть далеко не главными.

Ребенок уже умеет различать предметы по форме, цвету, размеру. Основную массу информации он получает через зрение. Двухлетки уже хорошо координируют зрительную систему, но им сложно одновременно воспринимать целое и его части. Например, потеряв в толпе маму, они не смогут быстро найти ее.

Тактильное восприятие помогает крохе ориентироваться в окружающем мире. Он учится различать холодное и горячее, мягкое и твердое, гладкое и шершавое.

Что касается слухового восприятия, то в этом возрасте дети уже хорошо понимают интонацию, с которой говорят взрослые, различают знакомые стишки и песенки.

Что должен знать и уметь ребенок в 2 года по ФГОС

Строгих правил для детей двух лет по Федеральному государственному образовательному стандарту нет. Дети в этом возрасте еще очень маленькие, и их знания и умения могут сильно различаться. Но небольшая памятка для родителей поможет сориентироваться в основных показателях.  

Родители должны регулярно показывать малыша педиатру и неврологу, чтобы вовремя выявить возможные физические или психические нарушения.

Отличия в развитии мальчиков и девочек в 2 года

Отличия в развитии мальчиков и девочек в 2 года

В этом возрасте малыши уже начинают осознавать свою половую принадлежность. Девочки-двухлетки более спокойны и медлительны, чем мальчики. Они стремятся получить одобрение и восхищение взрослых. Любят привлекать к себе внимание, жаждут похвалы.

Мальчики более смелые, расторопные, шумные. Физическую активность любят больше, чем интеллектуальные занятия. Им трудно усидеть на месте, они постоянно хотят куда-то бежать или лезть.

Выводы

Двухлетний возраст – это период активного познания окружающего мира и самого себя. Малыш учится хорошо владеть своим телом, совершенствует навыки ходьбы, бега, прыжков. У него развивается речь, память, мышление. В этом возрасте он уже начинает осознавать себя как личность.

Если вы хотите помочь своему ребенку, создать благоприятные условия для его развития, обращайтесь в наши детские центры. Наши развивающие программы помогут выявить и раскрыть способности малыша в раннем возрасте.