Вербальный интеллект: что это и как его развить?

Вербальный интеллект представляет собой лингвистические навыки человека, его способность оперировать языком. Мы используем этот вид интеллекта практически во всех сферах жизнедеятельности. Речь, письмо, чтение — все эти способности находятся в его власти. Самое интенсивное развитие этого интеллекта происходит в раннем возрасте, когда начинается процесс познания окружающего мира.

Содержание статьи:

В дошкольном возрасте ребенок все чаще стремится к обсуждению явлений, предметов окружающего мира, взаимоотношений между людьми. С помощью вербального интеллекта определяется способность ребенка воспринимать значение слов, а затем по прошествии некоторого времени повторять их в устной и письменной форме, понимать более сложные словесные структуры, включая словосочетания, фразы, выражения, параграфы и целые книги. Этот вид интеллекта далеко не статичен, как ошибочно полагают многие. Он очень
гибок и может улучшаться или, наоборот, ухудшаться и на ранних стадиях развития, и в последующей жизни. Он включает в себя и весь лексический запас человека. Именно вербальный интеллект — основополагающий ресурс нашего мозга — создал все эти тысячи языков, на которых говорят люди всего мира.

Речь тесным образом связана с мышлением ребенка. По мере его роста расширяются и обогащаются его контакты с другими детьми — младшими, однолетками, cтаршими, общение с которыми так нужно в детских играх. Во взаимодействии со взрослыми и детьми речь становится одним из основных средств коммуникации, а развитие речи в возрасте до школы — самым ответственным направлением в эмоциональном и интеллектуальном развитии детей.

К развитию речи ведет не только возрастающая потребность ребенка в общении, но и новые виды деятельности, которые он осваивает. Поэтому к концу дошкольного возраста познавательная активность детей со звуковой стороны слова все более смещается на смысловую. Так, старшие дошкольники, например, испытывают радость, когда каламбурят, используя значение одного слова вместо другого, сходно звучащего. Вспомним, например, героев сказки «Алиса в стране чудес» Л. Кэррола: Шалтай-Болтай рассказывает о происхождении нескольких слов из поэмы:

Хливкие ← хлипкие + ловкие
Хрюкотать ← хрюкать + хохотать.

Развитие вербального интеллекта у детей происходит стремительно. В словаре трехлетнего современного ребенка насчитывается в среднем 1200 слов, а активный словарь шестилетнего дошкольника возрастает почти в 3 раза (3000–3500 слов). В числе характерных особенностей развития речи дошкольников отмечают «глагольность», т. е. наиболее часто в своей речи они используют глаголы, связанные с движением (ходит, бегает, прыгает, едет) и деятельностью (рисует, лепит, играет). Благодаря знакомству с новыми понятиями и их значениями в речи детей появляются обобщения. К 6 годам дети уже достаточно хорошо владеют грамматикой. Они усваивают типы склонений и спряжений, учатся строить более сложные предложения. К школе ребята могут правильно пользоваться всеми союзами и приставками, а также способны понимать и употреблять новые слова, их формы и сочетания по аналогии с ранее усвоенными словами, формами и их сочетаниями.

Вербальный интеллект — основной партнер социального, ближайших друг и неизменный спутник сенсорного интеллектов. Именно наши органы чувств предоставляют в наше распоряжение ту информацию, которую использует мозг для составления слов. Например, глаз видит мяч — и мозг тут же присваивает этому предмету «ярлычок» — это «мяч».

И пару слов о выразительности речи. Для повышения культуры речи детей, ее интонационной выразительности, темпа, ритма важно использовать скороговорки, потешки, пословицы, чтение по ролям, драматизацию текстов, а также слушать сказки, стихи в исполнении мастеров слова. Например, в Бэби-клубе на каждом занятии мы тренируемся произносить чисто- и скороговорки, и, конечно, наши дети очень любят разучивать стихи. Они знают, что потом смогут их рассказать прямо со сцены, с выражением и под аплодисменты. Вместе с детьми мы также смотрим эти выступления в видеозаписи и разбираем, как, с какой еще интонацией можно было бы прочитать тот или иной отрывок.

И все же ничто не заменит богатой, выразительной речи самих родителей. Ведь она своего рода эталон для ребенка.

Хороший пример по развитию речи ребенка из жизни бэбиклубовца Артемия, ему 6 лет. Мама Ольга каждый вечер просит сына рассказать обо всем, что происходило с ним за день, вплоть до мелочей. И ребенок ежедневно дает маме полный «отчет»: и где был, и с кем разговаривал, и о чем разговаривал, и в какие игры играл в Бэби-клубе, и что видел по дороге домой, и во что была одета бабушка, которая забирала его с плавания. И, надо отметить, такой подход к развитию речи Темы дал свои результаты. Мальчик не по годам смышлен и общителен. А его рассказы насыщены большим количеством слов, полны сложных предложений и вводных конструкций.

И когда вы станете своему ребенку благодарным слушателем, как это сделала Ольга (а это совсем не трудно), то сами заметите, как малыш много, а главное, охотно будет рассказывать об увиденном и услышанном. В развитии речи дошкольника дома нет ничего сложного. Детский мозг обладает прекрасной способностью впитывать информацию. И малыш с жадностью запоминает то, что ему интересно.

Родители — главные помощники

Хорошими занятиями по развитию вербального интеллекта детей могут стать совместные с родителями дела по дому или за его пределами: на детской площадке, в саду, на даче, в лесу. Объясняйте ребенку каждое свое действие, проговаривайте вслух свои мысли. Поверьте, нет ничего эффективнее и проще в развитии речи дошкольника, чем простое общение с ним. По мере обогащения опыта малыша, появления новых наблюдений развиваются способности ребенка, происходит развитие речи.


Читайте ребенку сказки, стихи, небольшие рассказы о животных, растениях, о таких же девочках и мальчиках, как он сам. Дети просто обожают, когда им читают. Они готовы снова и снова слушать одну и ту же историю, вникая в подробности и детали, запоминая их. А если вы начнете пересказывать уже знакомое малышу чуть более неторопливо и с остановками, он сам начнет дополнять и вставлять упущенное. Для развития речи дошкольников можно практиковать и такое задание, как придумывание конца недочитанного рассказа, чтение которого прервано на интересном месте.

Постарайтесь, чтобы ребенок воспринимал максимальное количество слов как на слух, так и зрительно, и чтобы словарное развитие и игра словами стали постоянной и веселой частью вашей семейной культуры. Уже с момента рождения ребенка вы должны разговаривать с ним и петь ему. Не думайте, что он не понимает вас, потому что не умеет говорить. Для него речь — это средство коммуникации с вами. Когда он начнет ходить, привлекайте его к семейным беседам, например, за обеденным столом. Таким путем он не только обогатит свой словарный запас, но и начнет понимать общий смысл разговора. Родители должны выработать свой стиль беседы с ребенком. 

Позаботьтесь о том, чтобы слова в голове ребенка были постоянно связаны со зрительными образами. Лучше всего начать с возраста четырех месяцев рассматривать картинки в книге. Читая ребенку книгу или рассказывая историю, показывайте картинку. Это занятие быстро становится одним из самых любимых для малышей. Впоследствии оно превращается в традиционные сказки и рассказы перед сном, а затем и в чтение вслух. Постепенно картинки в книге становятся уже не так нужны, поскольку ребенок сам начинает мысленно создавать образы.

Немного про игры

Игры со словами — одно из важнейших упражнений для развития вербального интеллекта. В раннем возрасте, когда малыш еще не научился говорить, он может звукоподражать героям сказки («ква-ква», «пипи»), а значит, развивать артикуляционный аппарат.

✅«Доскажи словечко»

2–3-летние дети очень любят эту игру. Рассказывая сказку, делайте паузы, не договаривайте предложение до конца, давая ребенку возможность «вставить» словечко.

✅Ошибочка!»

Сознательно допускайте неточность в рассказе (поменяйте последовательность героев, перепутайте их имена и т. п.). Пусть ребенок найдет ошибку и скажет вам. Эти игры способствуют развитию памяти, внимательности и речи малыша.


✅«Путаница»

Вам понадобятся буквы из разрезной азбуки или магнитные. Скажите ребенку, что вы загадали два слова. Например, два названия животных из жарких стран. Выложите перед малышом буквы О, Л, Ж, Р, Н, А, Ф, С, И. Попросите его угадать, что это за животные и сложить из букв их названия (жираф, слон). В следующий раз загадайте двух животных севера (О, Р, Н, Е, Ж, М, Ь, О, Л – морж, олень).

Загадывайте слова на любые темы. Не забывайте говорить о теме загадки — это поможет ему выбирать варианты ответов. Когда ребенок научится довольно быстро составлять слова из букв, попробуйте не называть тему загадки.

✅«Я — артист»

Эта игра поможет ребятам 5-7 лет сформировать навык осмысленного чтения и разовьет выразительность речи. Вам понадобится бумага, цветные карандаши или фломастеры. Напишите на отдельных листах бумаги предложения из данного списка.

Откройте рот и скажите: «Ааа»!
Осторожно! Двери закрываются!
Покупайте мороженое! Сливочное, фруктовое, шоколадное!
Стой! Кто идет?
Сегодня ожидается теплая погода и сильные дожди.
Вам письмо!
Какую прическу хотите сделать?
Право руля! Полный ход!

Предложите ребенку прочитать предложения и отгадать, люди каких профессий могут говорить такие слова. После попробуйте прочитать эти предложения, сыграв роли людей этих профессий сделать какие-то характерные движения, продекламировать соответствующим голосом.

✅«Волшебная тарелка»

Предлоги — это первые слова, доступные ребенку для самостоятельного чтения. Часть предлогов состоит из одной буквы, а часть совпадают со слогами. Стоит попробовать использовать это их преимущество при обучении малыша чтению. Возьмите игральный кубик с точками и одноразовую картонную тарелку, расчертите ее с помощью линейки и карандаша на 8 секторов. В каждом секторе напишите по одному предлогу: В, НА, ПОД, ПО, ЗА, ОТ, НАД, К.

Бросьте кубик на тарелку, посмотрите, на какой сектор он попал. Вам нужно придумать предложение с выпавшим предлогом. Теперь очередь малыша. Если ему будет трудно придумывать предложения, помогите ему, подскажите, о чем можно придумать предложение с данным предлогом. А когда ребенок научится это делать сам, усложните правила игры: предложений нужно придумать столько, сколько точек на выпавшей грани кубика.