Стремительный год

1 августа 2015

Первый год жизни человека — самый стремительный. За это время ребенок из маленького и почти беззащитного «комочка» превращается в любознательного малыша, уверенно стоящего на ножках и лепечущего свои первые речи. Этот год во многом определяет дальнейшее физическое здоровье ребенка, его душевную устойчивость, активность и успешность в отношениях с миром и другими людьми.

В развитии ребенка всегда помогают игры — основной способ познания мира в детстве. Но бывает так, что родители и рады поиграть со своим малышом, но совсем не знают как.

Давайте понаблюдаем, как развивается малыш в течение этих 12 месяцев и как своим вниманием, играми и эмоциональным настроем любой родитель может помочь ребенку.

Творим эмоции

В первый год жизни очень важно удовлетворить потребность малыша в эмоциональном контакте — от этого напрямую зависит его психическое развитие.

Самые первые формы общения, единения мамы и малыша — это естественное усвоение эмоционального состояния другу друга. Взаимная чуткость позволяет им успешно решать повседневные жизненные задачи: установить ритм кормления, сна и бодрствования и др. Малыш, чувствуя спокойствие и уверенность мамы, ее удовольствие от общения с ним, ощущает комфорт и надежность. А формирование общих привычек «режима дня» становятся первыми достижениями созданного эмоционального контакта.

На первом году жизни эмоциональные реакции малыша на взрослого развиваются постепенно. Начиная с первой неосознанной улыбки до «комплекса оживления» и выражения «полной» радости при общении с близкими людьми. Далее эмоции становятся избирательными, малыш по-разному реагирует на разных взрослых и в 4–5 месяцев уже различает «своих» и «чужих».

В 5–6 месяцев резко возрастает интерес ко всему окружающему. Малыш по-разному относится к увиденному. Он громко смеется, хмурится, плачет. Ориентировочная деятельность, сопровождаясь эмоциональными реакциями, является первым звеном познавательного процесса. Зрительные и слуховые раздражители тоже вызывают разные эмоции. Действия, которые побуждают ребенка испытывать положительные эмоции, он старается повторить. Удовольствие доставляют малышу собственные движения и ощущения, возникающие при перемене положения тела. Он может заплакать, если не удается перевернуться на живот или когда перестает видеть предмет, за которым следил.

Важным моментом в развитии эмоций и чувств младенца выступает появление к концу первого года чувства удивления.

Игры:

Безусловная любовь. Покажите малышу свою любовь, ничто иное так сильно не способствует его эмоциональному и психическому развитию. Поиграйте, когда будете переодевать ребенка. Скажите: «Я люблю твои ручки» при этом поцелуйте ручки или нежно погладьте их, потом скажите: «Я люблю твои щечки» и поцелуйте или легонько дотроньтесь до щечек. Так постепенно можно выразить любовь ко всем частям тела малыша. Можно играть так, даже если ребенок одет.

Самая маленькая кроха при таком обращении почувствует вашу любовь, а ребенка постарше эта игра познакомит со своим телом.

Зеркало. Возьмите ребенка на руки и держите его напротив вашего лица. Внимательно наблюдайте за мимикой малыша и копируйте ее: улыбайтесь, хмурьтесь, удивляйтесь и т. д. Наблюдая за своими эмоциями на вашем лице, малыш начнет процесс самопознания.

 

Глаз да глаз

В первый месяц жизни малыш уже реагирует на звуки, а месяцем позже он уже может координировать свой взгляд и следить, куда предмет перемещается. Такое зрительное сосредоточение плюс слуховое — это тоже проявление ориентировочной деятельности.

С четвертого месяца малыш уже не просто видит, а смотрит на предмет и даже запоминает его образ. К 6–8месяцам дети начинают отличать простые геометрические фигуры, игрушки. К одному году ребенок различает картинки разной величины, рисунки, игрушки на различном расстоянии от глаз.

Развитие цветового зрения идет параллельно развитию остроты зрения. Первая более или менее отчетливая реакция на яркие красные, желтые и зеленые цвета появляются к первому полугодию жизни ребенка. Полноценное формирование цветового зрения зависит от интенсивности цвета, поэтому ребенку необходимо с самого раннего детства создавать условия хорошей освещенности и привлекать его внимание к ярким игрушкам.

Игры:

«Поймай меня». Положите ребенка на спину к себе на колени так, чтобы его верхняя часть туловища была приподнята. Наденьте специальную игрушку на руку или на палец. Привлеките внимание ребенка к игрушке и начните перемещать ее в разных направлениях. После того как малыш проследит за игрушкой, протяните руку ближе к малышу и помогите ему схватить ее.

В какой руке? Спрячьте в руке маленькую игрушку. Откройте ладонь и покажите ее малышу. Когда он заметит игрушку, закройте ладонь обратно. Пусть ребенок поищет спрятанную игрушку. Когда малыш освоиться с таким поиском, усложните игру. Возьмите игрушку и перекладывайте ее из одной руки в другую и обратно, а потом остановитесь и спросите: «Где игрушка?».

Помните, что суть этой игры не в том, чтобы ребенок отгадывал, а в том, чтобы умел проследить за предметом. Поэтому перемещения игрушки осуществляйте медленно и лишь тогда, когда малыш научится справляться, постепенно увеличивайте скорость.

 

На слух

Уже на первом месяце жизни младенец не только слышит звук, но и различает все звуки по высоте, предпочитая осмысленную речь набору слов. Он даже способен «отыскать» источник звука.

Начиная с четвертого месяца, малыш четко узнает свою маму по звуку ее голоса и отличает голос папы от маминого и других. Пытается сам имитировать звуки различных тонов и чутко реагирует на разные внешние звуки: высокий или резкий звук могут испугать, а низкие и ритмичные звуки действуют успокаивающе.

Игры:

Откуда звук? Возьмите погремушку и потрясите ей. Когда ребенок обратит внимание на звук, начните перемещать погремушку то в одну сторону от ребенка, то в другую. Сначала делайте это медленно, но постепенно увеличивайте скорость.

Высокие и низкие. Положите ребенка себе на грудь, чтобы его лицо было напротив вашего. Начните разговаривать с малышом. Когда он поднимет голову и будет смотреть на вас, произнесите его имя. Сначала сделайте это обычным голосом, потом измените тон — произнесите имя низким голосом, а потом наоборот высоким. Малыш будет прислушиваться и учиться отличать звуки, различные по характеру.

 

Слово за словом

А вы знаете, что в человеческой речи принимают участие порядка 100 мышц губ, языка, горла, челюсти и грудной клетки. Перед новорожденным стоит грандиозная задача освоить в короткие сроки все речевые навыки, стать «виртуозом» общения. Именно общение позволяет нам впитывать знания, делиться мыслями с окружающими, быть, в конечном итоге, личностью.

До 6 месяцев дети проходят предречевой этап — время гулений, гуканий и лепета. А потом начинается период активного усвоения речи. Начальный уровень развития речевого аппарата и слуха позволяют ребенку качественно произносить многие согласные звуки и первые слоги. И после полугода начинается качественный скачок в общении с ребенком — он уже хорошо понимает нашу речь. К 7–8 месяцу малыш не только понимает отдельные слова, но и короткие фразы — поворачивает голову, взглядом находит те предметы, о которых идет речь, реагирует на простые вопросы («где глазки?», «где кукла?»). А к 9 месяцу уже хорошо знает свое имя, выполняет простые просьбы («садись», «дай руку»). И, конечно же, такое увеличение пассивного словаря сопровождается непрекращающимися упражнениями в собственной речи.

Игры:

Душевный разговор. Подражание можно смело использовать для развития, ведь дети — великие подражатели. Возьмите ребенка на руки и поймайте на своем лице его взгляд. Смотрите ему в глаза, высовывайте язык и произносите забавные звуки. Малыш начнет подражать вам, он будет пытаться высунуть язык, а чуть позже и повторять звуки. Такие «разговоры» способствуют укреплению артикуляционного аппарата и развитию речи.

Мыльные пузыри. Купите мыльные пузыри и выдувайте их для ребенка. Обратите внимание малыша на то, как вы это делаете: вытягиваете губы и дуете. Сначала ребенок пусть просто ловит пузыри ручками. Позже предложите ему самому надуть пузырь, показывая, как правильно сложить губы и дуть. Пусть у него еще не будет получаться, но артикуляционный аппарат будет узнавать новые движения и совершенствоваться.

 

В движении

Развитие двигательных навыков ребенка, если вкратце, проходит в четыре этапа: в 1–3 месяца малыш держит голову, в 3–6 месяцев сидит, в 6–9 месяцев начинает ползать и уже может стоять у опоры, а в 9–12 месяцев начинает ходить без поддержки. Врожденные рефлексы постепенно заменяются осмысленной активностью.

К двум месяцам младенец, когда не спит, как правило, постоянно находится в движении, но еще не контролирует его. Примерно к 4 месяцу малыш уже почти всегда лежит с разжатыми ладошками (раньше он все время сжимал их в кулачки) и любит складывать их вместе и хлопать, например, по воде. Но пока ему еще трудно хватать игрушку — значительно проще сделать это, например, ртом. В это время значительно улучшается и координация движений — попасть пальцем в рот малыш уже часто может целенаправленно.

За 1 год эти удивительные дети открывают для себя все новые и новые движения: поднимают голову, учатся хватать полюбившуюся игрушку, переворачиваются на бок и спинку, а потом ползают, сидят и ходят. Каждый этап очень важен для развития ребенка, поскольку любой опыт формирует взаимосвязи, которые полноценно отражают окружающий мир.

Игры:

Догонялки. Когда малыш уже начнет ползать и менять при этом направление, поиграйте с ним в игру, которая еще больше разовьет этот навык. Играть нужно на полу. Ползите в сторону ребенка, делая вид, что догоняете его. Когда подползете, дотроньтесь до малыша или поцелуйте и быстро начинайте ползти от него, имитируя погоню и побуждая ребенка ползти за вами. Когда малыш догонит вас, разворачивайтесь в его сторону и устраивайте погоню за ним. Весело приговаривайте: «Догоню, догоню!» или «Попробуй, догони!».

Точно в цель. Посадите малыша на пол. Расставьте в удалении от него предметы, которые упадут от удара мяча. Это могут быть кегли, башни из кубиков и т. п. Возьмите мяч и покажите ребенку, как надо катить или бросать мяч, чтобы сбить впередистоящие предметы. После этого пусть ребенок катает и кидает мячик сам. Такая игра отлично развивает координацию движений и глазомер.

 

Про ощущения

Огромное значение для развития ребенка с самого маленького возраста имеют тактильные ощущения. Прикосновение к материнской груди, попытки ухватить погремушку, дотронуться губками, ручками, ножками до любого незнакомого предмета — важнейшие, естественные действия малыша. Рука, пальцы, ладошки ребенка — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление.

Игры:

Сокровище. Положите в мешок предметы разные по размеру и фактуре. Это могут быть игрушки, кусочки ткани, пуговки разных размеров, фасоль и т. п. Пусть малыш запустит туда ручки и, перебирая предметы, научится различать на ощупь форму и материалы.

Навязчивые нитки. Для этой игры вам понадобится несколько шерстяных ниток, 10 см длиной. Свяжите их узлом посередине и дайте ребенку в руки. Когда малыш возьмет их, аккуратно намотайте нитки ему на пальцы. Малыш будет освобождать свои пальчики и учиться шевелить ими по отдельности.

Что еще можно почитать в нашем блоге?

— Новорожденный папа

— Вечная слава игре!

— Призвание человека

И другие статьи >>>