Наряду с другими интеллектами «эмоций и творчества» Тони Бьюзен выделяет социальный интеллект. Большинство специалистов относят «социализацию» (традиционный термин) к одной из важнейших областей в развитии человека. По сути это наш коэффициент «общительности», формула которого выглядит так: «Я + Они».
Развивая социальный интеллект, мы развиваем умение получать удовольствие от общения с окружающими людьми, понимать и сопереживать им. Но это еще не все. Умение отстаивать свою точку зрения, не вступая при этом в ожесточенные споры, также свидетельствует о развитии нашего «общительного» интеллекта. Благодаря нему мы получаем возможность успешно выстраивать взаимоотношения с любыми группами людей, большими и маленькими.
Например, в Бэби-клубе дети учатся слушать других и выступать перед публикой, учатся находить решения в конфликтных ситуациях. В игре они могут представить себя на месте других людей в разных ситуациях. При этом очень важно, чтобы круг общения ребенка состоял как из сверстников, так и из людей разного возраста, пола, профессий, характера. Тогда картина общества, в котором приходится жить, становится максимально полной.
Содержание статьи:
Человек с высокоразвитым социальным интеллектом, помимо всего прочего, глубоко ощущает уникальность и неповторимость каждой личности. И естественно свою индивидуальность тоже! Это всегда важно объяснять нашим детям и поддерживать в себе на протяжении всей жизни. Чтобы с еще большей силой поверить в это, сыграйте в Игру в ассоциации — и сомнения развеются.
Игра в ассоциации подходит для детей всех возрастов (мы имеем в виду и нас самих, взрослых детей).
Суть игры. Выберите одно слово, например, «человек». А теперь с максимальной скоростью напишите на бумаге 10 ваших слов, которые пришли вам в голову при слове «человек». Затем дайте трем своим друзьям-знакомым по листу чистой бумаги. И предложите им сделать то же самое — записать свои ассоциации к указанному слову. Конечно, не давайте подглядывать к соседу. Проведите такую же подготовку и среди четверых детей, чтобы наглядно показать им, какие люди разные и уникальные.
Результаты подводим следующим образом. Найдите слова, которые стали общими для всех, в каждой группе «игроков». Затем выделите одинаковые слова у трех участников и так дойдите до тех слов, которые совпали у двоих из вашей компании. При этом обратите внимание, что одинаковыми признаются только те слова, написание которых идентично (число имеет значение: стол или столы).
Результаты исследований, который приводит Тони Бьюзен в своей книге, говорят о том, что в любой группе из четырех человек крайне редко обнаруживалось хотя бы одно общее слово. В немногих случаях попадалось общее слово на троих. А в большинстве групп идентичные слова были у любой пары участников. Удивителен тот факт, что подавляющее большинство слов, записанных одним членом группы, не повторялось ни у одного из участников!
Представьте себе, что мозг каждого человека содержит триллионы «информационных частиц» и каждая мысль уникальна и присуща только данной конкретной личности.
Ну что, все поверили в свою уникальность и особенность каждого человека? Это знание помогает нам совершенствовать социальный интеллект, делает нас более открытыми и любознательными по отношению к огромному количеству всевозможных личностей, с которыми мы сталкиваемся на жизненном пути.
Кстати, используйте эту же игру, если хотите лучше понять тех, кто рядом с вами. Выберите центральным словом то ключевое понятие, которое для вас сейчас чрезвычайно важно.
Неотъемлемыми элементами формирования высокоразвитого социального интеллекта являются любовь и дружба. Разговор о них здесь как нельзя кстати, поскольку именно мозг отвечает за создание эмоций и благоприятного душевного состояния.
Все мы существа общественные. И нам для выживания необходима любовь и привязанность во всех ее многочисленных формах (родственная, духовная, сексуальная и др.). Помните, мы говорили об этой неотъемлемой частице жизни еще в статье про личностный интеллект? Тем самым подтверждается исключительная значимость этой основной человеческой потребности.
Уже с ранних лет важно учить ребенка выступать перед большими и маленькими аудиториями — читать вслух, рассказывать истории, петь, танцевать или подражать другим. Тогда в школе и в более взрослом возрасте человек будет чувствовать себя абсолютно уверенно перед аудиторией.
Здесь важно запомнить одну истину — в действительности общение с большой группой людей мало чем отличается от общения с одним-единственным человеком. Даже если вы окружены сотнями людей, вы — единственный, кто слышит все своими ушами и видит своими глазами; единственный, кто на все происходящее реагирует именно так, как свойственно вам; единственный, кто запомнит представление именно так, как вы! Поняв это, становится ясно, что отношения, складывающиеся между выступающим и слушателем — абсолютно личные, уникальные.
У нас в Бэби-клубе в обязательном порядке есть такая игра. Мы разучиваем разные стихотворения и обязательно выделяем время на то, чтобы каждый мог выступить перед публикой. Выступить как настоящий артист — на маленькой сцене, с микрофоном и перед камерой. За 12 лет работы нашей сети мы наблюдали огромные успехи малышей, которые преодолевали свой страх перед аудиторией и начинали выступать артистично и гармонично, при этом получая от этого невообразимое удовольствие.
Конечно, выступать можно не только со стихотворением, но и с любой другой историей, песней — кому что нравится!
Очень полезно спустя некоторое время вместе с ребенком пересмотреть выступление в записи и предложить ему самому оценить свою речь, найти удачные моменты и то, что ему хотелось бы улучшить. Такая работа помогает нам вместе с детьми развивать социальный интеллект. Причем это работа не только для выступающего, но и для зрителей — вместе мы учимся слушать других, проявлять уважение и замечать исключительность каждого.
Вы спросите, с какого возраста можно устраивать такие концерты? Ответим — практически с любого. Даже 8-месячные детки с удовольствием знакомятся (часто на зуб) с микрофоном, пробуют произнести отдельные звуки и удивляются, как громко это у них получается. Такая подготовительная работа просто не дает сформироваться «страху №1» у наших маленьких высокоинтеллектуальных людей!
Классически мы называем их ролевыми играми, когда человек может встать на место другого, даже неодушевленного, персонажа и прочувствовать в игре его жизнь, переживания, мысли. Такие игры всегда должны быть в вашей копилке. Ситуации могут быть выбраны самые разные. Из жизни людей или животных, предметов или растений. Это полет фантазии, который помогает определить мировосприятие ребенка, отношения между людьми разного статуса (возраста, пола, характера, родных или просто знакомых) и предназначение всех составляющих окружающего мира (предметов, животного мира, явлений природы и пр.).
Среди ролевых игр следует выделить и игру «в семью» как неотделимую часть устройства нашего общества. Причем к ней относятся как первые попытки малышей подражать маме — укачивать или кормить куклу, так и закрученные сюжеты семейных взаимоотношений у детей постарше. В такой игре развивается воображение, зачастую придумываются нестандартные выходы из конфликтных ситуаций, а также дается выход накопленным детским эмоциям, в том числе негативным, которые могли бы перерасти в психологические зажимы.
Для игр «в семью» не нужно выделять специальное время. Родители всегда могут помочь в случае необходимости — подать идею, предложить роли или действия, подсказать, какие предметы могут понадобиться. А так игру будет творить сам ребенок, «раскручивать» сюжет и придумывать решения к трудным жизненным задачам. И время для игры он также выберет сам.
Еще важно учить наше младшее поколение (и не забывать об этом самим) тому, что в каждом человеке можно найти что-то хорошее. Если с самого начала отношения будут начинаться на хорошей ноте, то это увеличивает вероятность того, что другой человек откроется для вас и тоже увидит в вас положительные качества. И такие отношения будут постоянно развиваться.
Предлагаем вам использовать и такую игру в группе детей или в семье (так мы играем в Бэби-клубе). Сядьте в круг и по очереди говорите, что вам больше всего нравится в конкретном человеке (из участников). Так детки учатся говорить друг другу комплименты и замечать в других положительные качества. Еще раз прочувствуйте уникальность каждого!
Развитие и всех остальных видов интеллекта в ребенке поддерживает и усиливает его социальный интеллект.
Пожалуйста, оставьте номер, мы расскажем о ближайших к вам садах или клубах, форматах занятий и другой интересующей вас информации
Оставляя свои контактные данные, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Пожалуйста, оставьте номер, чтобы мы могли предложить вам удобное время
Оставляя свои контактные данные, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.