На сегодняшний день большинство родителей стремится развивать своё чадо со всех сторон. Этому способствует огромное количество кружков и «развивашек» с самого раннего возраста. Однако, стремясь как можно раньше отдать ребёнка на обучение чтению или иностранному языку, взрослые оставляют без внимания один важный нюанс.
Ранний и дошкольный возраст – основа не только для закладывания знаний и умений, но и становление эмоционально развитой эмпатичной личности, способной понимать свои мысли и эмоции. В этой статье мы объясним, почему так важно развивать эмоциональный интеллект ребёнка и как это сделать правильно.
Содержание статьи:
Данное понятие появилось сравнительно недавно, в 1990 году, и означает способность человека распознавать и выражать свои собственные эмоции и чувства, а также понимать эмоции других людей.
Основоположники данного понятия – Питер Сэловей и Джон Майер – в своей модели эмоционального интеллекта выделяют 4 компонента:
Иначе говоря, ребёнок сначала научается понимать свои эмоции, но основе этого вырабатывается понимание чувств других людей и в дальнейшем это умение способствует выстраиванию положительных отношений с другими людьми.
Дети очень эмоциональны от природы и имеют целую гамму чувств. Однако научиться управлять ими – задача не из лёгких. Почему так важно научить ребёнка понимать, что он чувствует в различных ситуациях?
Понимая чувства окружающих людей, ребёнок становится ответственным за свои действия, прогнозирует возможные последствия.
Определить уровень эмоционального интеллекта возможно посредством различных методик. Основные признаки низкого эмоционального интеллекта следующие:
Рассмотрим, как развивается эмоциональный интеллект у детей по возрастам.
Ребёнок от рождения и до трёх лет максимально активно впитывает всю поступающую информацию. С самых первых месяцев жизни он реагирует на эмоции мамы и папы. Улыбается и смеётся в ответ или плачет, если слышит негативные интонации. По мере взросления учится считывать эмоции людей и применять эти знания для достижения своих целей.
В три года ребёнок впервые начинает отделять себя от мамы и папы и пытается стать самостоятельным. Это непростое для родителей время называется «кризисом трёх лет», или «Я – сам», и несёт в себе огромный потенциал для развития у ребёнка индивидуальности. Чаще всего именно в этом возрасте ребёнок будет отрицать даже те факты, которые нелогично отрицать. Специально надевать шорты на голову, а футболку на ноги и говорить, что так и должно быть.
Родители должны дать малышу возможность на своём опыте определить, как правильно и лучше поступить. Не стоит наказывать за строптивое поведение, лучше запаситесь терпением и дождитесь окончания первого серьёзного кризиса.
После его окончания ребёнок-дошкольник вступает в активную социальную среду. Теперь его окружают не только мама, папа, бабушка и дедушка, но и другие взрослые и дети. На протяжении всего дошкольного детства ребёнок приобретает коммуникативные навыки, учится понимать эмоциональный мир, что помогает ему выстраивать социальные связи и готовит к дальнейшим этапам жизни.
Обычно по достижению семи лет дети поступают в школу. На этом этапе ребёнка ждут не только новые знания, но и более строгие требования от взрослых, новые знакомства, которые всё больше отдаляют ребёнка от взрослого. Школьник выходит на новый уровень эмоционального интеллекта и становится способным более полно проявлять эмпатию.
Зарождение эмоционального интеллекта происходит непосредственно в семье, и способствуют этому, конечно же, родители. Этот процесс естественен, так как через общение с ребёнком, через проявление к нему чувств малыш учится понимать эмоции.
Взрослый должен объяснить ребёнку все многообразие эмоций и чувств, объяснить, что испытывать те или иные эмоции нормально, даже если это злость или страх. Важно не обесценивать эмоции ребёнка распространёнными фразами типа «мужчины не плачут». Так Вы поселите в душе ребёнка стыд за собственные ощущения, а это негативно скажется на развитии высокого уровня эмоционального интеллекта.
Когда малыш плачет, в первую очередь родители пытаются его как можно скорее успокоить быстрыми методами. Попробуйте объяснить ему, почему возникла такая эмоция. Например, «ты расстроился, потому что не хочешь идти домой с прогулки». Испытывая собственные эмоции, также рассказывайте ребёнку, какие они и почему возникли.
Проявление и понимание всех эмоций, вне зависимости от того, негативные ли они или положительные, очень важно для здоровой психики у ребёнка. Подавленные эмоции в детстве негативно отражаются на качестве жизни уже во взрослом возрасте. Поэтому взрослым так важно помогать ребёнку улучшать эти навыки.
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста происходит поэтапно:
Самое приятное для каждого ребёнка занятие – игра. С помощью игр можно научить малыша понимать и принимать все чувства и эмоции, которые он испытывает. Мы подобрали небольшой список игр, которые нацелены на то, чтобы повысить эмоциональный интеллект у ребёнка.
Для этой игры нужны специальные карточки с изображениями эмоций. Предложите ребёнку вытянуть любую карточку, лежащую картинкой вниз, и изобразить эмоцию, которая на ней нарисована так, чтобы другие участники игры смогли её отгадать.
Для этой игры можно использовать те же карточки с эмоциями, что и в предыдущей. Каждый день предлагайте ребёнку взять картинку с той эмоцией, которую он сегодня ощущал, и попросите рассказать о ней.
Прекрасное занятие для закрепления любимых сказок, улучшения выразительности речи и развития эмоционального интеллекта через обыгрывание персонажей сказки.
Поиграйте с ребёнком в мяч, поочерёдно передавая его друг другу и называя эмоции и их причину. Например, «мне приятно, когда…», а дальше предлагайте свои варианты («меня хвалят», «ты мне улыбаешься» и т.д.). Предлагайте разные эмоции для закрепления у ребёнка всего спектра человеческих чувств.
Выберите любые фразы и произносите их с разной интонацией, а ребёнку предложите угадать по голосу, что Вы чувствуете, затем поменяйтесь ролями. Для этой игры подойдут самые обычные фразы, например: «Я сегодня пойду в магазин», «На праздниках мы поедем в деревню».
Уделяя внимание интеллектуальному и физическому развитию своего малыша, не забывайте про то, что счастливый человек – здоровый человек, который понимает себя и свои чувства. Родитель – самый важный источник развития ребёнка, но, к счастью, не единственный.
Сеть детских центров развития «Бэби-клуб» реализует программу развития эмоционального интеллекта у детей. Более 168 клубов с опытными профессионалами своего дела делают счастливыми родителей детей от 8 месяцев и до 7 лет. Запишитесь к нам на пробное занятие через форму на сайте, чтобы помочь своему ребёнку стать человеком с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта и уверенной в себе частичкой общества.
Пожалуйста, оставьте номер, мы расскажем о ближайших к вам садах или клубах, форматах занятий и другой интересующей вас информации
Оставляя свои контактные данные, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Пожалуйста, оставьте номер, чтобы мы могли предложить вам удобное время
Оставляя свои контактные данные, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.