Путь в мир эмоций

25 ноября 2015

Многие родители, приводя своих малышей в детский центр, в первую очередь заботятся о социализации детей и хотят подготовить их к детскому саду, а позже — и к школе.

Все педагоги и психологи знают, что способность общаться с окружающими, умение сориентироваться в разных ситуациях — важный для малыша навык, который позволит ему в жизни чувствовать себя счастливым, свободным, уверенным. И родителям очень важно научить своих детей взаимодействовать как со сверстниками, так и с взрослыми, включая самих родителей.

И один из «способов социализации» детей — развитие их эмоциональной сферы.

Есть ли жизнь без чувств?

Часто случается так, что ребенка учат сдерживать чувства еще до того, как он откроет для себя мир собственных и чужих эмоций. Когда малыш ведет себя непринужденно и естественно, взрослые, оглядываясь вокруг, поспешно говорят: «Не плачь, ты же мужчина!», «Не дерись, ты же девочка!», «Ты что, трусишь?». И как следствие, ребенок прячет свои страх, слезы и обиды, потому что эти чувства не приветствуются взрослыми. Это приводит к тому, что малыш, подавляя свои эмоции, становится более скованным, неуверенным в поведении и поступках.

Если ребенку не разрешают проявлять чувства, не учат понимать свои эмоции, то он не будет замечать и уметь разбираться в чувствах и эмоциях окружающих. Не умея сочувствовать и помогать тому, кому сейчас грустно, не понимая чувств человека, которому страшно или больно, малыш не сможет научиться правильно и легко с этими людьми взаимодействовать в повседневной жизни.

7 советов для развития эмоциональной сферы детей

1. Обозначайте словами разные эмоции.

Занимаясь каким-нибудь делом (прогулка, праздник), наблюдая со своим малышом за детьми и взрослыми в разных ситуациях (ребенок упал, малыш дерется, взрослый кричит, улыбается), обозначайте словами определенные эмоции. Так вы закладываете основы эмоционального словаря: «радость», «грустно», «сердишься», «удивляешься», «испуганный», «злой» и т. д. Если ребенок слышит от родителей и педагогов о чувствах и настроениях, то позже ему будет легче их распознавать, понимать и обозначать словесно.

2. Нет «плохих» и «хороших» чувств.

Объясняйте детям, что чувства не делятся на «хорошие» и «плохие». Нет «плохих» чувств, бывают не очень хорошие поступки. Например, «Владик рассердился на тебя, ударил. Он поступил не очень хорошо. Он не нашел подходящих слов, чтобы выразить свое недовольство». Иногда не совсем привлекательные, на первый взгляд, эмоции помогают нам в жизни. Злость может помочь собраться и справиться с тем, что давно не получалось. Страх не дает забывать о правилах безопасности и поэтому позволяет быть осторожным. Все это важно объяснять и нашим детям.

3. На примере поступков героев.

Наблюдайте и обсуждайте с детьми поведение и поступки героев любимых мультфильмов, литературных произведений, описывайте словами их переживания, называйте эмоции. Сопоставьте вместе со своим малышом чувства героя какой-нибудь сказки, фильма с его личным опытом. Впоследствии это поможет ребятам разобраться и в непростых жизненных ситуациях.

4. Акцент на мимике, интонациях, жестах.

Обращайте внимание детей на то, как с помощью мимики, поз, интонаций, жестов можно выражать свои собственные чувства и переживания. Такая наблюдательность поможет ребятам лучше понимать состояние окружающих, позволит ему правильно подобрать стиль поведении в той или иной ситуации. Кстати, среди книг и игрушек есть много помощников — проводников в мир эмоций, например: «Большая книги эмоций», деревянные пазлы «Набор медвежат».

5. Уважайте чувства ребенка.

С уважением относитесь к чувствам малыша: он, как и взрослые, имеет право испытывать страх, гнев, грусть. Не призывайте его отказаться, например, от проявления гнева: «Не смей грубить мне!». Лучше помогите ему понять свое состояние: «Я понимаю, ты сердишься на меня из-за того, что я занималась с твоим маленьким братом». И найдите вместе занятие, которое поможет ему справиться со своими чувствами.

6. Понимание своих чувств.

Спрашивайте ребенка о тех чувствах, которые он испытывает в данный момент, и о том, как вы можете ему помочь, если это необходимо: «Что ты сейчас чувствуешь?», «Как я могу тебе помочь?», «Ты хочешь помочь Андрею?» 

7. Анализ эмоций.

Учите ребят анализировать эмоциональное состояние другого человека и принимать его позицию: «Маша расстроена, так как у нее потерялась кукла. Спроси у Маши, хочет ли она сейчас с тобой играть?», «Дима рассержен на тебя. Спроси у него, почему? А ты как думаешь, почему?»

Работа по развитию эмоций поможет родителям понять мир переживаний ребенка, узнать, что его тревожит и радует. Открытость малыша позволит установить с ним доверительные отношения, а это сможет облегчить процесс воспитания, развития и социализации ребенка.