Подготовка детей от 2-3 лет к условиям детского сада

Главные вопросы, которые задают себе родители в этот момент:

  1. Как облегчить социализацию ребенка? 
  2. Как подготовить его к новым форматам воспитания и обучения? 

До сих пор ребенок общался с небольшим кругом людей – родители, другие родственники, иногда друзья семьи. В детском саду вашему чаду предстоит научиться новой роли: один из многих детей. Это означает изменение взгляда на мир и свое место в нем, в каком-то смысле довольно радикальное. Кроме всего прочего малышу придется столкнуться с понятием самостоятельности и ответственности. Есть потребность – мне нужно завязать шнурки, значит, должен быть и результат – я успешно завязал себе шнурки сам.

В этот период очень пригодятся приобретенные внутри семьи навыки обращения с речью. Ребенок будет активно использовать эти навыки для того, чтобы с минимальной помощью воспитателей и родителей наладить собственные социальные связи. В первую очередь это дружеские связи со сверстниками.

А еще это время первого отделения от родителей, понимания своего отнюдь не центрального места в картине вселенной.

Что требуется от родителей?

Для начала подобрать садик с хорошим маршрутом. Какие бы приключения ни ждали ребенка в детском саду, его путь туда и обратно должен быть безопасным и удобным. Нужна возможность самостоятельно каждый день сопровождать малыша, либо доверить его кому-то из близких родственников.

Выбор детского сада можно описывать долго. Присмотритесь к воспитателям, их возрасту и манере общения с детьми, взрослыми. Оцените обстановку в помещениях для детей, а также поинтересуйтесь уровнем комфорта внутри здания и на игровых площадках.

Подготовка самого ребенка к детскому саду должна включать в себя мягкий переход к социально приемлемому поведению – в том числе в интересах самого ребенка. Речь о нормализованном режиме дня (теоретически об этом стоит заботиться задолго до садика), более-менее крепком здоровье (регулярное посещение врача, прогулки на свежем воздухе, базовая детская гимнастика), а также базовых уроках поведения «при других людях». Объясните ребенку, как заботиться о своей одежде, вовремя заявлять о своих потребностях, а также общаться с малознакомыми старшими.

Совершенно нормально и предсказуемо, что ребенок столкнется со стрессом, который может вызвать разные реакции: от нарушений сна до откровенных капризов и истерик. Если ребенку кажется, что его слишком сильно «отрывают» от привычной жизни, он будет усиленно стараться «вернуться» к старому поведению. Следите за такими проявлениями стресса, но не устраивайте постоянные выговоры дочери или сыну – сейчас, как и раньше важна поддержка, напоминание о том, что вы все равно любите своего ребенка. С психологической точки зрения полезно признавать, что ребенку непросто, но при этом настаивать на необходимости преодолевать те или иные преграды. Подбадривайте, ободряйте, предлагайте попробовать снова то, что раньше не получалось.

Хорошим возрастом для первого посещения садика является период 2-3 года от рождения. В это время малыши уже неплохо справляются с делением взрослых на «своих» и «чужих», начинают замечать иерархию отношений. Здесь уже появляются и закрепляются навыки общения, которые будут полезны в микросоциуме детского сада.

Если ребенку еще нет 2 лет, ему будет сложнее адаптироваться. На это несколько причин:

Здесь важно показать и рассказать, что в садике тоже может быть хорошо (по-своему), что там есть игрушки и другие ребята, от общения с которыми можно получить удовольствие. Пока ребенок воспринимает мир через призму вашего рассказа, это будет самый эффективный способ готовить ребенка к новой жизни.

Дом никуда не пропадает

Напоминайте ребенку, что дома его всегда ждут (и обеспечьте ему регулярное возвращение в любимый дом) – это залог того, что детский разум будет постепенно адаптироваться. Стресс, как уже сказано выше, неизбежен, но ребенок так или иначе с ним справится, если есть поддержка значимых взрослых.

Уделяйте внимание закалке детского организма, хотя бы минимальным физическим упражнениям и урокам поведения «на людях» – от застегивания одежды до выбора способа общения с тем или иным человеком. Малыш будет рассказывать о своих страхах и неудачах (а неудачей может казаться многое), поэтому не стесняйтесь утешать его, подбадривать и подсказывать выход из сложившихся ситуаций.