Особенности творческого развития у дошколят

 Для ребенка до 6-7 лет творческие занятия не менее, а зачастую и более важны, чем решение непосредственно интеллектуальных задач. До сих пор встречаются родители, которые ставят раннее образование в приоритет, забывая о том, что развитие ребенка разбито на характерные периоды.

Пока ребенок еще не пошел в школу, важно развивать у него именно творческие способности. Что мы под ними понимаем? В первую очередь, это навыки поиска нестандартного подхода в обращении с реальностью. Дети начинают свое развитие с познания мира через образы, в последующие же годы им доступно все больше и больше инструментов для познания. В дошкольном возрасте ребенок должен научиться использовать сочетание воображения, логики и собственной энергии, направленной на познание.

Результатом творческого процесса является создание чего-то нового, а не просто копирование действий, навыков, слов.

Считается, что ребенок не обладает творческими способностями как таковыми, но имеет достаточно энергии для того, чтобы обучаться – и к этому следует добавить обилие терпения и внимания со стороны родителей, чтобы направить энергию. Самое благоприятное время для развития творческих способностей у детей – это первые пять лет жизни. Проявление первых творческих задатков малыша можно увидеть каждый раз, когда он пытается совершить новое, малознакомое ему действие.

Основные правила гармоничного творческого развития

Так как речь идет о первых годах жизни ребенка, от родителей требуется не столько настойчивость, сколько нахождение рядом, готовность поддержать и похвалить. Нужна определенная свобода в выборе способа самовыражения, уже начиная с первых попыток изучить незнакомые предметы, попробовать их на ощупь.

Вместо принуждения к творчеству (что даже звучит нелепо), родитель должен обеспечивать ребенку доступ к различным инструментам и способам творить. Не менее важно находиться рядом, сопровождать ребенка в его познавательных процессах.

Позитивная оценка усилий ребенка до 5-7 лет отличается от оценок более позднего периода. Здесь вы не пытается объективно похвалить или поругать результат. Вы поддерживаете любой результат, а также процесс, поощряете любознательность и готовность рискнуть сделать что-то новое.

Как привлечь ребенка к творчеству?

Один из принципов уже описан выше – обеспечьте пространство, в котором есть творческие инструменты. Кроме красок для рисования и других податливых материалов (сейчас легко найти безопасные для детей краски и пластилин), вы можете использовать также бытовые ситуации, где ребенок займет место рядом с вами. Многое из того, что происходит каждый день, вы можете превратить в мини-игру – приготовление простого блюда, сортировка игрушек ребенка, уборка в комнате, мытье в ванне.

Так как ребенок многое постигает через пример, то нельзя рассчитывать, что ребенок безо всякого контекста вдруг захочет рисовать или лепить – это достаточно сложное действие. Постигнуть концепцию малыш сможет в том случае, если увидит вас за каким-то интересным занятием, и вот тогда захочет присоединиться. Это может быть банальное вырезание фигур из бумаги, та же лепка, наклеивание блесток на картон.

Не забывайте о том, что внешний мир дарит много вдохновения не только взрослым, но и детям. Регулярно устраивайте прогулки, где ребенок не только дышит свежим воздухом, но и видит природу в разных проявлениях.