Определяем и развиваем талант ребенка

Согласно статистическим данным, 20% детей природа наделила талантом. Это говорит о том, что каждый пятый ребенок может если не стать гением, то добиться в жизни серьезных успехов. Главное – вовремя обнаружить и развить то, что заложено в сыне или дочери. Давайте разбираться, как своевременно и правильно это сделать. Что поможет обнаружить необыкновенные способности.

Оптимальным временем для выявления таланта и дальнейшего развития ребенка считается дошкольный возраст. Именно в этот момент у малыша проявляются задатки и наиболее активно развиваются способности. Это период, когда важно наиболее внимательно наблюдать за его познавательной активностью, предпочтениями и интересами. Ни в коем случае нельзя ругать сына или дочь дошкольного возраста за проявление фантазии, а при любых попытках ребенка проявить себя творчески стоит воздерживаться от критики. Родителям нужно присматриваться к тому, что больше всего нравится ребенку, чем он больше всего любит заниматься – и поощрять эти стремления, создавая условия для деятельности. Например, если ребенок хочет заниматься музыкой, стоит приобрести музыкальный инструмент. А малыша, увлеченного рисованием, обеспечить красками и мольбертом. 

Что предлагает психолог с мировым именем? Элис Пол Торренс разработал своеобразный тест, который назвал методом «шести кругов». С его помощью определяются способности дошкольника и уровень развития образного мышления.
На листе формата А4 необходимо нарисовать шесть одинаковых кругов диаметром примерно 4,5 см. Располагаться они должны в два ряда. Задача ребенка – создать из предложенного какие-либо предметы либо придумать сюжетный рисунок. Для этого он может раскрашивать круги или что-то дорисовывать к ним.
Оценивается работа по таким параметрам:
• Продуктивности. Определяют по числу использованных для перевоплощения в образы кругов;
• Разработанности. Учитывают, насколько много было использовано деталей, их разнообразие;
• Оригинальности. Делается акцент на необычность образов;
• Качество исполнения. Оценивается аккуратность использования цветовой палитры при рисовании, раскрашивании.
Чем выше будет оценка, тем очевиднее проявление таланта!

Талантлив во многом, но в чем больше всего?
В детстве все любят танцевать, рисовать, лепить, бегать. Но для одного это просто развлечение, для другого – любимое занятие.

Будущий художник. Такой ребенок различает и называет множество цветовых оттенков, легко определяет цветовую палитру окружающих предметов, замечает даже мелкие, находящиеся на заднем плане детали. Может создавать абстрактные композиции. В нем заложена тяга к прекрасному, он стремится сделать мир привлекательнее.

Актер или писатель. Любит книги, с раннего возраста начинает читать. Запоминание стихотворений дается легко, с удовольствием пересказывает прочитанное, не стесняется декламировать стихи или прозу перед публикой. Богатое воображение позволяет сочинять собственные истории, завершение их всегда логичное. Обладает обширным словарным запасом, для выражения эмоций подбирает яркие слова, которые не оставляют никого равнодушным. Артистический талант проявляется в способности с помощью мимики и жестов подражать героям любимых сказок. Не равнодушен к похвалам, поощрениям.

Музыкант. Легко и быстро воспроизводит мелодию, обладает врожденным чувством ритма, хорошо двигается в такт. Не фальшивит при повторении звуков, часто проявляет интерес к музыкальным инструментам, иногда сам сочиняет мелодии.

Спортсмен. У него отменная физическая форма, подвижность – ее часто ошибочно называют гиперактивностью. Отличается ловкостью, координацией, выносливостью. Любит бегать, ездить на велосипеде, при нагрузках практически не чувствует усталости. По характеру – лидер, готов к участию в соревнованиях.

Ученый или технарь. Интерес к числам проявляется рано, нравится все, что связано с исчислением: таблички, денежные знаки и т.д. Легко концентрирует внимание на мелочах, интересуется внутренним устройством игрушек, бытовой техникой, легко определяет время по часам.

Как развить талант у ребенка и вырастить гения?
Обнаружить способности мало, надо раскрыть потенциал. И помнить – запрограммировать ребенка нельзя, ему надо помочь пройти тот тернистый путь, который лежит на пути к успеху. Правильный подход обеспечит развитие в нужном русле, которое должно быть профильным:
• Художнику показывайте приемы, техники исполнения.
• Литератору, артисту обеспечьте свободу в выборе книг, разыгрывайте с ним сценки.
• С музыкантом посещайте концерты, угадывайте мелодии.
• Спортсмена водите в бассейн, выезжайте на велосипедные прогулки, играйте с ним в футбол.
• Ученого привлеките к расчетам, давайте решать логические задачи.

Вывод.
Развивая выявленный в вашем сыне или дочке талант, не считайте, что он обязательно должен принести в будущем дивиденды. Не нужно делать на него «ставку», потому что у ребенка в первую очередь должно быть детство – такое же яркое и красивое, как у его сверстников.