Когда обращаться к логопеду: советы родителям

Этим вопросом все чаще задаются родители. Многие даже начинают говорить о том, что до 5 лет точно ходить никуда не надо. Но все же практика показывает, что ребенка стоит показать логопеду в годик, в 3 года, в 5 и 7 лет. Причем важно понимать, что обследование и его результаты — это ни в коем случае не приговор, а грамотный путь к исправлению проблемы, если она есть.

Все понимают, что развитие речи — одна из важнейших задач в жизни ребенка (да и взрослого тоже). В младенчестве у всех есть гуление — оно бессознательное, собственно к речи его не относят. Для будущей речи очень важен лепет. Появляется целая цепочка из гласных, к ним добавляются согласные. Малыш умеет как бы «переключать» себя со слога на слог. Это показывает состояние моторных зон, которые расположены в лобных отделах коры головного мозга.

Годовасы

При посещении логопеда в годик в первую очередь специалист обратит внимание на то, как у малыша развито понимание речи окружающих. Ребенок в этом возрасте, как правило, понимает названия любимых игрушек, частей тела, лица, названия действий и может выполнить простые инструкции взрослых. Например: «Помаши ручкой», «Дай мячик», «Пожалей мишку». Ребенок понимает слово «нельзя»; любит, когда с ним играют, когда его хвалят, активно общается с близкими. В самостоятельной речи малыша появляются отдельные слова («папа», «мама», «баба», «ам» и др.), звукоподражания («мяу», «би-би» и т. п.). Если к шести месяцам ребенок сознательно имитирует звуки речи, то в 1–1,5 года уже может появляться и фраза (подлежащее + сказуемое).

Есть такое понятие, как слогообразование. Формируется оно обычно у девочек к году, а у мальчиков — к 1,5 годам. Слоговая структура берется из наших ритмических движений. Если ребенок реагирует на музыку и ритмично танцует, то у него эта структура сформирована.

Читайте также:

Что должен уметь и знать ребенок в 1 год

Три года

Следующий визит к логопеду можно сделать ближе к трем годам, когда у ребенка формируется фразовая речь — это грамотно оформленная фраза из нескольких слов с предлогами! Словарный запас малыша обычно состоит примерно из 1000 слов. В основном это слова, обозначающие названия предметов. Не так много в речи глаголов и прилагательных.

Читайте также:

Что должен уметь и знать ребенок в 3 года

4–5 лет

От четырех до пяти лет активно развивается монологическая речь: ребенок учится рассказывать истории с опорой на сюжетные картинки, пересказывает любимые сказки, сам начинает сочинять истории. Совершенствуется произносительная сторона речи ребенка: формируется произношение звуков Ш, Ж, Щ, Ч, Ц, появляются «трудные» звуки Л и Р. Если звуки не сформированы, то стоит взяться за них уже в этом возрасте. Ведь с 4 лет дети с удовольствием занимаются коррекцией звукопроизношения и делают это куда более успешно, чем шестилетки!

Каждый из нас слышит, что ребенок не произносит какие-либо звуки. Специалист-логопед на консультации посмотрит подвижность речевых мышц. Возможно, обнаружится повышенное слюноотделение, вялая мимика, пониженный тонус мышц. Либо наоборот: повышенный тонус артикуляционного аппарата, что в дальнейшем может привести к речевому нарушению. Логопед посмотрит окклюзию зубов (прикус), состояние подъязычной уздечки и состояние уздечек верхней и нижней губ. Правильная окклюзия — это правильная осанка, а значит, и правильная речь.

Читайте также:

По совету всему свету

Для развития речи очень полезна логоритмика. При работе с неговорящими малышами важно обращать внимание на предметную деятельность, говорящий социум и ритм, чтобы формировалась ритмико-мелодикоинтонационная сторона речи.

Что относится к логоритмике:

В логоритмике делаем опору на зрение, слух, тактильные ощущения. Подсказываем маме, что после года добавляем твердую пищу. Об артикуляционной гимнастике написано много. Это совокупность упражнений, направленная на укрепление органов артикуляции. Малыш довольно рано начинает выполнять движения язычком, губами, делая это рефлекторно и готовя свои органы артикуляции к дальнейшему формированию произносительной стороны. Чем раньше мы начинаем проводить артикуляционную гимнастику, тем лучше.

Советы, как делать такую гимнастику:

Читайте также:

Развитие речи у детей по возрастам