Как правильно учить дошкольника читать

Многие дети начинают активно интересоваться книгами уже в самом раннем возрасте. Если родители сумеют грамотно подойти к процессу обучения и простимулировать интерес к чтению, то получат все шансы вырастить настоящего книголюба. В то же время самостоятельное обучение ребёнка дошкольного возраста чтению имеет ряд нюансов и правил, о которых мы расскажем в этой статье.

Когда начинать первые уроки чтения?

В этом отношении многочисленные мнения педагогов и психологов расходятся. Соответственно, выбор тактики часто ложится на плечи самих родителей. Одни считают оптимальным возрастом для первого знакомства с буквами 4-5 лет, другие начинают приобщать ребёнка к миру чтения ещё раньше - с 2-3 лет. Нередко можно встретить и таких родителей, которые возлагают непростую задачу обучения ребёнка чтению на школьных учителей.

Какого бы мнения вы ни придерживались, помните, что каждый ребёнок развивается по своему собственному индивидуальному «графику». Мы рекомендуем начинать занятия не ранее того, как вы поймёте, что ваши сын или дочь действительно готовы учиться читать. Об этом могут свидетельствовать следующие признаки.

Самые распространённые методики развития чтения у дошкольников

Существует несколько основных классических и современных методик, каждая из которых имеет как плюсы, так и определённые минусы. Рассмотрим подробнее каждую из них.

Чтение по слогам

Классическая методика, по которой учились читать практически все мы и которая до сих пор используется в большинстве детских садов и начальных школ. Суть так называемого фонетического метода заключается в том, что ребёнка вначале учат произносить звуки, которые затем объединяются в слоги, а впоследствии и в отдельные слова. В качестве обучающих материалов используют традиционные буквари и азбуки, наглядные буквенно-звуковые карточки. Этот метод можно назвать по-настоящему универсальным. Однако нужно учесть, что он вряд ли подойдёт для дошкольника младше 3-4 лет, поскольку требует определённого уровня знаний, которых у ребёнка в этом возрасте попросту нет.

Чтение целых слов

Обучение чтению при помощи карточек Глена Домана – метод, который обычно используют едва ли не с грудного возраста. Суть метода заключается в том, что малышу с первых месяцев жизни демонстрируют карточки с отдельными словами, чётко проговаривая их. Таким образом ребёнок с самого раннего возраста учится воспринимать слова как цельные языковые единицы, а не как набор отдельных слогов. Некоторые специалисты считают, что этот метод также способствует развитию феноменальной памяти. В то же время нужно помнить, что в дальнейшем он может привести к сложностям при разборе слов по составу.

Методика Монтессори

Принцип обучения чтению по системе Марии Монтессори заключается в том, что малыш учится читать при помощи карточек с буквами, изготовленных из шероховатой бумаги. При этом ребёнок обводит пальцем контуры букв, громко и внятно произнося звуки вслед за взрослым. Помимо раннего запоминания букв, такая методика способствует развитию мелкой моторики. По этой причине её часто используют в специализированных детских садах Монтессори и группах раннего развития.

Обучение по кубикам Зайцева

Ещё одна техника обучения чтению дошкольников, требующая использования наглядного материала. Его роль выполняют специальные кубики. На их грани нанесены часто употребляемые слоги, а также отдельные буквы, из которых малышу предлагается составлять слова. Особенность таких кубиков заключается в том, что каждый из них имеет определённый размер, звучание и цвет. Таким образом, у дошкольника есть возможность запоминать их характеристики, привязывая их в уме к определённым буквам и словам. Учитывая то, что такие занятия носят исключительно игровой характер, их можно начинать буквально с самого раннего возраста.

Какому методу отдать предпочтение?

Как правило, родителям приходится сменить несколько методов обучения, прежде чем они найдут оптимальный. В любом случае занятия ни в коем случае не должны сводиться к скучным и уж тем более строгим урокам. Учить дошкольника чтению обязательно нужно в игровой форме, ведь только в этом случае малыш будет с интересом и нетерпением ждать очередного занятия.