Интеллектуальное развитие

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста начинается с первых дней их жизни, при этом обусловлено минимум двумя факторами – естественным стремлением маленького, но быстро формирующегося мозга к развитию и познанию с одной стороны, и терпеливым воспитанием умственных способностей ребенка родителями и воспитателями с другой. Этот процесс непрерывен на всем протяжении детства, и к нему следует подходить систематизировано.

Несмотря на собственное стремление ребенка познавать мир вокруг себя (даже в первые месяцы, когда малыш еще не отделяет толком себя от остального мира), участие взрослых обязательно. Постоянное присутствие мамы на первом году жизни сменяется частым общением и общими занятиями, в которых участвует ребенок и значимые для него взрослые люди – как правило, родители, а также бабушки и дедушки, другие родственники, и уже позже – воспитатели и учителя.

Развитие интеллектуальных способностей детей протекает с разной скоростью и разными особенностями в зависимости от текущего этапа развития. Например, в первые 1-2 года жизни малыш познает мир практически без использования собственного речевого аппарата – преимущественно применяется тактильный способ изучения, а позже аудиально-визуальный. Рассказчиком для ребенка выступают родители, и прежде всего мама – она является одновременно самым близким и безопасным субъектом, под чьим контролем ребенок может спокойно исследовать мир.

Речь формируется на основании опыта, полученного в общении с матерью и другими значимыми взрослыми. Сначала малыш постигает суть предметов и понятий через образы, которым нет внятного обозначения в языке. Именно речь матери помогает ребенку подключить словесное выражение смыслов к той паутине образов, которая формируется внутри подрастающего разума, а также постепенно находить четкие соответствия в местах соприкосновения.

Тут важно отметить, что качественное воспитание ребенка невозможно без обеспечения здоровой атмосферы внутри семьи. Малышу важно ощущать себя любимым, защищенным, а в маме и папе видеть надежных сопровождающих на пути познания мира и жизни. Помните, что отношения в семье косвенно, но весьма серьезно влияют на то, как быстро и эффективно развивается мозг ребенка. Постоянные конфликты, пренебрежение потребностями маленького человека, нарушение границ безопасности может привести к тому, что активно растущий мозг как бы останавливается под действием страха и других эмоций, которые он сам пока не может назвать и объяснить.

Дети до 5-6 лет легко вовлекаются в игры, творческую деятельность – это важный этап, поскольку именно так мозг тренируется все дольше и дольше удерживать внимание на конкретных видах деятельности. Только когда подобная привычка выработана, малыш может научиться чему-то более сложному – в процессе игры формируется также воображение, крайне важное для постижения многих дисциплин уже в школьные годы.

Итак, дошкольнику важно выработать следующие навыки и умения в соответствующий период развития:

Отдельно следите за развитием эмоциональной сферы – ребенку важно в полной мере пользоваться своими эмоциями, уметь их различать, делиться ими с взрослыми и соизмерять свои эмоции с чужими.

При этом для родителя важно отслеживать интенсивность познавательного процесса и не пытаться привносить в него элементы из более поздних периодов – как правило, в этом нет необходимости. Именно через постепенно усложняющиеся игры и упражнения, рассчитанные именно на маленького ребенка, детский мозг благоприятно развивается, а сам малыш получает важные для последующих этапов навыки.