Интеллект, ты такой разный?

18 мая 2017

Одним из гуру специалистов, занимающихся развитием детей, является наш современник — американский ученый и психолог Тони Бьюзен. Его исследования возможностей мозга оказали влияние не только на сферу образования, но и на бизнес-сообщество, потому что многие открытия ученого помогают развивать интеллектуальные способности на протяжении всей жизни и применять их в работе.

Бьюзен первым придумал теорию интеллект-карт для развития памяти и мышления и установил рекорд в запоминании больших объемов информации. Он автор многих книг-бестселлеров, которые опубликованы более чем в 100 странах и переведены на 28 языков. Благодаря исследованиям Бьюзена мы теперь обладаем более широким пониманием интеллекта. Его теория основана на выделении 10 видов интеллекта, которые есть у каждого человека с рождения. К сожалению, большинство из нас привыкло признавать себя искусным лишь в некоторых областях, а другие считать для себя недостижимыми, сознательно отказываясь от погружения в них. Тем временем, по-Бьюзену, любой вид интеллекта можно и даже необходимо развивать на протяжении всей жизни. И тогда даже в тех областях, в которых наш талант не проявился сразу, мы можем достичь значимых результатов и стать действительно гармонично развитой личностью.

Именно в этом ключе важно подходить и к развитию нашего младшего поколения. Если еще в самом начале жизненного пути развивать все сферы человеческих возможностей, то, повзрослев, ребенок сможет более точно понимать свои таланты и быть при этом всесторонне развитым человеком. Эти знания помогают родителям и педагогам системно подходить к вопросу интеллектуального развития детей. И, конечно, всем известно, что дети лучше всего познают окружающий мир в игре. Поэтому расскажем обо всех видах интеллекта и предложим несколько игр на развитие каждого из них.

Творческий интеллект

Помогает «выходить за рамки» — мыслить по-новому, легко смотреть на вещи с разных точек зрения, мыслить ассоциативно и непредсказуемо, не опираясь только на известные факты. Вместе с детьми мы убеждаемся, что у каждой вещи есть бесконечное количество значений, и учимся аргументировать свои выводы.

Для развития творческого интеллекта подходят игры в ассоциации, в слова и каламбуры, которые помогают создавать в сознании оригинальные и неповторимые связи и образы. И здесь главное — не результат, а сам мыслительный процесс. Игры должны стимулировать развитие детского воображения и не лишать инициативы.

Например, выберите наугад любую пару слов, предположим, «машина» и «жизнь», «ветер» и «котенок», «ботинок» и «карандаш». И поразмышляйте вместе с ребенком, что может быть общего между ними. А затем потренируйтесь по-другому. Попробуйте придумать 10-15 альтернативных способов применения, например, губной помады или стакана. При этом абстрагируйтесь от их размеров, материалов, свойств — и тогда способов использования предмета станет намного больше. Представьте себе губную помаду размером с небоскреб, в которой ласточки легко могут вить гнезда. Красиво и удобно.

Личностный интеллект

Развитие личностного интеллекта заключается в одной фразе: «Познай себя». Каждый человек должен стать самому себе лучшим другом и партнером на всю жизнь. Такая «подготовка» позволит ребенку хорошо чувствовать себя в любой ситуации, независимо от того, играет ли он в одиночестве, или в компании других детей. Важно учить малышей слушать и понимать себя, размышлять над своими сильными и слабыми сторонами, преодолевать свои личные невзгоды, развивать уверенность в себе и самодостаточность.

Одной из лучших игр с детьми станет игра «Кто я?». В ней можно использовать также мяч (для передачи слова друг другу) или придумывать свои варианты «игрового оформления» беседы о личности. Предложите ребятам задать самим себе вопрос: «Кто я?» — и ответить на него. Ответы последуют самые разные: мужчина, Вася, человек-Паук, будущая жена.

«Человека с реалистическим взглядом на жизнь и высокоразвитым личностным интеллектом обычно называют позитивным. Важно указать, что это вовсе не означает слоняться повсюду с глупой ухмылкой на лице и утверждать, будто все обстоит замечательно! Это означает принимать любую ситуацию такой, какова она есть, вне зависимости от того, насколько она плоха, и находить лучший вариант поведения применительно к ней».

Тони Бьюзен

Еще одна игра с ребенком на развитие его личностного интеллекта — это рисование карты о себе. Предложите нарисовать малышу себя в центре листа бумаги. От себя в центре придумайте произвольное количество «лучей» с названиями, например: «личные качества», «что я не люблю», «что люблю делать», «чего я боюсь», «достижения», «семья». И у каждого луча есть свои разветвления: качества — сильные и слабые. Пусть ребенок сам перечислит и те, и другие и отобразит их на карте. И так для каждого направления. В результате у вас получится очень интересная карта личности вашего ребенка, его собственная оценка себя и мнение по поводу самых разных жизненных ситуаций.

Социальный интеллект

Развитие социального интеллекта — это развитие умения получать удовольствие от общения с окружающими людьми, понимать и сопереживать им, а также умение отстаивать свою точку зрения. Дети важно учить слушать других и выступать перед публикой, учить находить решения в конфликтных ситуациях. При этом круг общения ребенка должен состоять как из сверстников, так и из людей разного возраста, пола и профессий.

Все ролевые игры, где ребенок «примеряет» на себя другую личность, развивают именно этот вид интеллекта. Та же игра «в семью» — первые попытки подражать маме, укачивать и кормить куклу, а также закрученные сюжеты семейных взаимоотношения для детей постарше. Так развивается воображение, зачастую придумываются нестандартные выходы из конфликтных ситуаций, а также дается выход накопленным детским эмоциям, в том числе негативным, которые могли бы перерасти в психологические зажимы.

«Страх номер один, который одолевает людей, — больший, чем ужас перед змеями, пауками, мышами, насекомыми и всевозможными жуткими тварями, от одного вида которых мурашки ползут по телу; больший, чем перед войной, голодом, болезнями, чужеземными нашествиями и смертью, — это боязнь выступать публично!»

Тони Бьюзен

Превратите в игру и выступления ребенка перед публикой. Устраивайте вместе домашние концерты, где малыш рассказывает для всех стихотворения, поет песни и танцует. Рекомендуем также записывать их на камеру, чтобы потом вместе с ребенком пересмотреть выступление и предложить ему самому оценить свою речь, найти удачные моменты и то, что хотелось бы улучшить. Такая работа помогает нам вместе с детьми работать над развитием своего социального интеллекта.

Духовный интеллект

Основы духовного интеллекта тоже закладываются в раннем возрасте. Это умение воспринимать себя как часть огромной вселенной и всего живого на Земле.

Духовный интеллект развивается естественным и последовательным образом из личного интеллекта (знания и способности оценивать и понимать самого себя), восходя к социальному интеллекту (знания и способности оценивать и понимать окружающих людей), а затем к оценке и пониманию всех других форм жизни и самой Вселенной в целом. Фактически умение входить в контакт с природой, понимать и ценить ее является главным признаком развития духовного интеллекта.

Многими этот интеллект рассматривается как наиболее важный из всех, причем он обладает таким могуществом, что способен полностью преобразовать жизнь каждого человека как индивида, человеческую цивилизацию, всю нашу планету и повлиять на ход истории.

Этот вид интеллекта можно назвать интеллектом зрелости. Но, как ни странно, именно дети являются естественными носителями духовного интеллекта. Они уже обладают свойственными ему качествами: безусловная любовь, радость и веселье, открытость и доверие, правдивость, великодушие, умение удивляться чуду и другими. К сожалению, с возрастом многие из этих качеств утрачиваются. Поэтому так важно уделять им внимание с детства и способствовать их развитию.

Познавайте с детьми безграничность космоса, красоту и таинственность природы, знакомьтесь с различными предметами и явлениями — с праздниками других стран, с религиями.

Купите карту Солнечной системы и книги о ней, пусть малыш знает о том, какая она большая. Если у вас есть возможность купить хотя бы несложный телескоп — сделайте это. Он поможет по-настоящему изучать небеса, понять всю необъятность Вселенной. Вместе с ребенком смотрите на звезды поздним вечером или ночью, научитесь узнавать разные созвездия.

Духовное озарение часто проявляется посредством музыки и поэзии, и многие гении искусства и литературы часто воспринимают природу как свою музу. Бетховен, Моцарт и другие великие композиторы использовали природу в качестве источника вдохновения, включая в свои композиции пение птиц, звуки ветра и воды, крики животных. Все части симфонии № 6 (Пасторальной) Бетховена основываются на прогулке по сельской местности!

Одним из главных свойств духовного интеллекта является чувство юмора. Он несет с собой массу полезного, включая снижение уровня стресса, общее укрепление здоровья, а также большее количество более счастливых друзей. Читайте вместе с детьми истории и книжки, которые заставляют смеяться. Совместно тренируйтесь в умении рассказывать анекдоты, смешно подражать другим людям и вообще действовать, как завзятые комики. Учите ребенка смеяться над самим собой — рассказывайте ему смешные истории о себе.

Физический интеллект

Это жизненно важный для растущего ребенка вид интеллекта. Чем гармоничнее и крепче в физическом отношении тело, тем совершеннее в умственном и духовном отношении становится мозг.

С того момента, как ребенок начал ползать, ему необходима полная свобода движения. Подвижные игры, упражнения на координацию, тренировка умения контролировать свои движения, чередование работы и отдыха, постоянная смена деятельности. С развитием в ребенке силы и ловкости, как правило, ни у кого из родителей вопросов не возникает. Любые подвижные игры развивают тело физически. Вспомните любые игры с мячом, игры на координацию движений, ползание по-пластунски, бег и плавание на перегонки.

Или вот еще примеры.

  • Зеркальные движения: ведущий, стоя лицом к детям, выполняет движения руками и ногами, туловищем, а дети копируют его движения, но зеркально; метание малых мячей не только правой (сильной у правшей), но и левой (слабой) рукой.
  • Выполнение простейших комбинаций без предварительной подготовки: комбинация из 4–5 упражнений вначале показывается, а затем дети должны всю комбинацию воспроизвести на память (руки вперед, вверх, в стороны, приседание, встать, руки на пояс, наклоны вправо и влево, руки вниз, ходьба на месте).
  • Мяч по кругу: все стоят друг от друга на расстоянии 3 метров. Задача — быстро передавать и ловить мяч, не сходя с места.

Сенсорный интеллект

Этот интеллект охватывает пять основных органов чувств и шестое — интуицию. Что способствует его развитию? Прослушивание музыкальных произведений или звуков природы, изображение своих чувств от музыки на бумаге или выражение их словами, исследование и угадывание запахов и вкусов, описание своих ассоциаций.

Если мы научим ребенка «смешивать» различные чувственные восприятия «ощущая вкус цвета или видя вкус звука», у ребенка есть все шансы стать творческой личностью с хорошо развитой памятью, с развитым чувственным мышлением, которым они будут уметь пользоваться независимо от сферы своих интересов.

    • Попробуйте «писать» на спине ребенка разные буквы и цифры. Его задача — по ощущениям угадать, что вы написали.
    • Устройте дегустацию. Купите яблоки трех разных сортов (по 2 яблока каждого сорта). Разрежьте на порционные кусочки по одному яблоку каждого сорта. Три других яблока оставьте в качестве образцов. Вместе с ребенком попробуйте сначала яблоко одного сорта, обсудите его вкус (кислое, сладкое, кисло-сладкое, пресное). Яблоки могут различаться и по структуре, поэтому, обсуждая яблоко, отметьте это (яблоко жесткое/мягкое/сочное/хрустит/дряблое и т. д.). Проделайте то же самое с другими яблоками. После того, как вы обсудите вкус всех трех сортов, предложите ребенку, не глядя, съесть дольку яблока, описать вкус и найти соответствующее яблоко-образец или назвать сорт. Такая дегустация не только развивает органы чувств, но и обогащает словарный запас ребенка.

  • «Круг ощущений». Расскажите ребенку обо всех органах чувств и о том, что и как мы ощущаем. Например: «Мы видим глазами. Что ты можешь видеть своими глазами?». Внимательно выслушайте ответ ребенка. Затем переходите к следующим органам чувств: «Мы слышим ушами. Что ты можешь услышать своими ушами?», «Запах мы чувствуем носом. Какие запахи ты можешь почувствовать своим носом?» и т. д. Такие беседы развивают способность осознавать ощущения.

Цифровой интеллект

Цифровой интеллект можно назвать традиционным интеллектом. Когда мы рассуждаем об умственных способностях человека, умение легко ориентироваться в цифровом мире считается одним из важнейших показателей. Тони Бьюзен к традиционным интеллектам относит еще вербальный и пространственный, а именно те разновидности, которые можно проверить с помощью тестирования. Как правило, на оценке этих способностей строятся IQ-тесты.

Итак, цифровой интеллект — это способность мозга манипулировать «алфавитом» чисел, начиная от самого элементарного счета, освоения основных арифметических действий сложения, вычитания, умножения, деления и заканчивая высшей математикой. Это навык, который служит нам в самых разных ситуациях: в магазине, при приготовлении пищи, планировании отпуска, в обучении и в работе.

Еще Лев Толстой говорил, что счет до 100 — это основа математики. Детям нужно научиться ориентироваться в цифровом мире, считать, измерять, например, свой рост и вес, рассчитывать время и даже деньги на свои покупки.

  • «Путешествие». Приготовьте заранее набор цифр от 0 до 9. Целей путешествия может быть несколько: «Найти в квартире 5 предметов красного цвета», «Показать 3 предмета круглой формы», «Показать 2 самые любимые игрушки» и под.
  • «Мой календарь». Превратите для ребенка знакомство с календарем в увлекательную игру. Расскажите ему о том, что такое календарь, сколько бывает дней в месяце, какие существуют дни недели. И предложите отметить в следующем месяце все интересные для ребенка даты, например, поход в цирк, занятия в Бэби-клубе, день рождения и др. Обведите эти дни в календаре. Да, здорово, если календарь будет большого формата, чтобы можно было на нем еще что-нибудь нарисовать.
    Теперь можно придумывать разные задания. Можно посчитать количество дней до долгожданного события и закрашивать каждый наступивший день разноцветными фломастерами или наклеивать каких-нибудь забавных зверушек. Кроме того, можно рисовать, что в этот день особенно понравилось ребенку — возможно, его угостили какой-то очень вкусной конфетой, так пусть попробует нарисовать ее на своем календаре.
  • «Я вижу...» Выберите с ребенком комнату в своей квартире или договоритесь играть в эту игру на улице во время прогулки. Задача первого игрока найти в окружающем пространстве знакомую цифру (на часах или витрине, на журнале или пакете из-под молока...) и сказать: «Я вижу цифру 3». Второй участник должен отыскать эту цифру, ориентируясь по подсказкам «тепло» или «холодно». Можно подсказывать друг другу, пользуясь такими словами, как: «на», «над», «под», «возле» и т. д.

Совмещая знакомство с цифрами с любыми подвижными играми, мы помогаем детям познавать основы математики легко и с интересом.

Пространственный интеллект

Этот вид интеллекта помогает нам не только ощущать связь предметов в пространстве, но и осознавать свое место в обществе — в семье, среди друзей и близких.

Уже в грудном возрасте ребенок начинает «ориентировку» на местности. Где мама? Где моя погремушка? Мы не зря катаем ребенку мячик, чтобы он его ловил, или подвешиваем к кроватке игрушки, чтобы он тянулся к ним. Развитие пространственного мышления формирует объемный мир маленького человека и помогает ему ориентироваться в этом мире. Это не просто «лево-право, прямо-криво» и подобные понятия. Это и форма предмета, и расстояние до него, и его расположение в пространстве, и его величина и еще много-много пространственных образов.

Пространственный интеллект «включается», когда нужно успешно сориентироваться в окружающей обстановке — отыскать дорогу, когда заблудились, зайти в нужную комнату дома, накрыть стол, разложить вещи по местам, сделать перестановку, перейти дорогу или вести автомобиль, принять участие в любой спортивной игре.

Всегда отмечайте для себя, где вы находитесь. И если вы оказались с ребенком в новой местности, установите по компасу направления всех четырех сторон света, а также выясните, где находятся самые важные реки, дороги, здания и памятники. И почаще оглядывайтесь назад! Это поможет не только составить в голове простейшую карту, по которой легко ориентироваться, но и с достаточной ясностью определить местоположение любых «вех» относительно друг друга.

Развить чувство пространства помогут изучение астрономии, в частности, карты звездного неба, решение геометрических головоломок, а также многомерные игрушки, такие как LEGO или «Кубик Рубика». Развивая у детей пространственный интеллект, мы закладываем основы навыков, необходимых для будущих художников и скульпторов, архитекторов и хирургов. Играйте с детьми в шахматы, японскую го, шашки — это потрясающий способ довести до совершенства пространственный интеллект. Теннис, бадминтон, футбол, танцы и физические упражнения — тоже благодатная почва.

Вот еще примеры игр:

  • «В какой руке?». Эта игра поможет проверить умение ребенка сопоставлять себя с изображением. Сделайте подборку рисунков в четном количестве, где изображены люди с предметами в руках. Попросите ребенка определить, кто в какой руке держит предмет. Меняйтесь ролями, пусть и малыш задаст вам такой вопрос. За правильный ответ вручается фишка. Кто больше наберет — тот и выиграл.
  • «Правильно или нет?». Поменяйтесь ненадолго с малышом ролями. Побудьте ребенком. Пусть ведущий — ваш малыш — дотрагивается до определенных парных частей вашего тела (руки, ноги, глаза), а вы называйте их. Например, ребенок дотронулся до вашей левой руки. Вы говорите: «Это моя правая рука». Ребенок должен понять, правильно ли вы говорите, или ошиблись.
  • «Наоборот». Возьмите мяч, он пригодится вам в этой игре. Бросая мяч малышу, скажите ему фразу с предлогом, определяющим местоположение предмета, а ребенок, бросая мяч обратно, должен сказать фразу с противоположным предлогом. Например, вы говорите: «Кошка лежала под стулом». А ребенок должен сказать: «Кошка лежала на стуле».
    • «Доскажи словечко». 2—3-летние дети очень любят эту игру. Рассказывая сказку, делайте паузы, не договаривайте предложение до конца, давая ребенку возможность «вставить» словечко.
    • «Ошибочка!». Сознательно допускайте неточность в рассказе (поменяйте последовательность героев, перепутайте их имена и т. п.). Пусть ребенок найдет ошибку и скажет вам. Эти игры способствуют развитию памяти, внимательности и речи малыша.
    • Пальчиковые театры. Они развивают сенсомоторику. На руке малыша с легкостью разместятся все герои театра, которыми он сможет манипулировать. Во время игры вы можете познакомить ребенка со сказкой, героями которой могут являться фигурки из пальчикового театра. При этом вы сможете эмоционально передавать голосом интонацию речи каждого персонажа (мышка говорит писклявым голосом, медведь — басом и т. п.)

Вербальный интеллект

Вербальный, или речевой, интеллект представляет собой лингвистические навыки человека, его способность оперировать языком. Вербальный интеллект мы используем практически во всех сферах жизнедеятельности. Речь, письмо, чтение — все эти способности находятся в его власти. Самое интенсивное развитие этого интеллекта происходит в раннем возрасте, когда начинается процесс познания окружающего мира.

С ребенком необходимо разговаривать с самого рождения, вовлекать в беседы и обсуждения, помогать находить взаимосвязь между словами и предметами. Нужно учить детей четко и образно выражать свои мысли, читать тексты, понимать их значение и придумывать собственные рассказы.

Просто перечислим лишь некоторые игры и занятия, которые способствуют развитию речи. Это скороговорки, артикуляционные гимнастики, разучивание стихов и разгадывание кроссвордов, придумывание рифм и изучение состава слов, а также сочинение рассказов по картинке. А еще:

Чувственный интеллект

Для мозга необходим кислород, пища, информация и любовь. Это залог жизненной активности и здоровья человека. Детям с самого раннего возраста важно чувствовать физический контакт с другими людьми и видеть проявления их отношения. Кроме этого, важно научиться осознавать себя мальчиком или девочкой, знать об анатомических особенностях своего тела и общаться друг с другом, также учитывая свою половую принадлежность. Ведь каждый человек рождается с определенным психосексуальным потенциалом, который реализуется и обогащается в процессе жизненного опыта. И опыт этот начинается уже с детства. Следует помнить, что на протяжении жизни мы проходим ряд этапов психосексуального развития, нарушение которых может резко деформировать не только сексуальность, но даже психику. Наша задача сделать так, чтобы почва для развития была благоприятной. Очень важно, чтобы у ребенка сформировалось правильное отношение к близости между мужчиной и женщиной. Чтобы, став взрослым, он умел выражать свои чувства и не испытывал неприязнь или чувство неловкости.

  • Назовем одну из игр, развивающих осознанное отношение к себе, «Что мы любим?». В группе предложите детям выяснить, похожи ли увлечения мальчиков и девочек. Пусть они задают друг другу вопросы, пробуют играть в несвои игрушки. А также пусть ребята подумают, какие эпитеты можно говорить мужчинам и женщинам и какие комплименты будут приятны для каждого из них.
  • В игре «Комплименты» предложите ребенку подобрать приятные слова, которые больше подходят и характеризуют маму/девочку/женщину и папу/мальчика/мужчину. Это могут быть как прилагательные, так и другие части речи. Когда будете играть в эту игру впервые, дайте ребенку направление мысли, приведите пример — он быстро поймет, что от него требуется.
  • Поговорите с ребенком о профессиях. Заведомо выберите те, которые больше подходят для какого-то определенного пола. Спросите ребенка, кому больше подходит та или иная профессия, мужчине или женщине. Обсудите, почему он так считает. Для мужчин характерны профессии, которые проявлять героизм, смелость, физическую силу, отвагу, благородство, умение прийти на помощь. Женщины обычно выбирают профессии, позволяющие проявить миротворчество, отзывчивость, доброту, умение видеть и создавать красоту.

Помогая детям развивать все интеллектуальные возможности, мы создаем общество будущего. Дети учатся свободно мыслить, получают удовольствие от жизни и находят дело себе по душе.