Другой взгляд на гиперактивность

24 июня 2015

В первую очередь мы обращаемся к родителям, которые узнали от врачей, что у их шустрого малыша, оказывается, синдром дефицита внимания и гиперактивности. Представляем, как было непросто принять, что у ребенка что-то не в порядке и начать давать какие-то лекарства. Мы вам предложим другой взгляд на необузданную энергию ваших малышей, и никаких успокоительных в большинстве случаев не потребуется.

К сожалению, сейчас действительно очень часто современным детям ставят диагноз СДВГ. Родители утверждаются в мысли (и их в этом старательно убеждают), что неусидчивость ребенка — это не норма, а отклонение. Тем более что во многих детских учреждениях работать с очень подвижными малышами не любят. В Бэби-клубе мы не раз сталкивались с ситуацией:
— Мы хотим записаться к вам на занятие. Но... знаете, хочу честно сказать — нас уже выгнали из пяти клубов. Нам поставили диагноз гиперактивность.

И позиция Бэби-клуба здесь, благодаря знанию векторной психологии (прим.: если не знакомы, прочитайте книгу «Рожденные с характером», однозначна:
— Отлично, приходите, мы умеем работать с такими детьми, мы знаем, как их заинтересовать!

Конечно, выстраивать взаимоотношения с таким малышом непросто и неудобно для взрослых, у которых уже сформированы все правила жизни и... дисциплины. Давайте сначала составим более детальный портрет таких детей, а затем разберемся в причинах их особо быстрого поведения.

Узнайте perpetum mobile в ребенке

Кто же это такие — дети, которые нигде долго не задерживаются, которые меняют один садик за другим?

Нередко их называют вечными двигателями. Они не могут усидеть на одном месте, не могут сосредоточиться на одном задании, бесцельно хватают различные предметы. Они постоянно надоедают окружающим. Они не способны досидеть до конца телепередачи или дослушать рассказ, их пальцы постоянно производят легкие постукивания, ноги качаются и дрыгаются, а тело находится в постоянном движении.

В школе они часто «выпаливают» ответы, не дослушав вопрос до конца, вскакивают с места и им невыносимо трудно дождаться своей очереди говорить или действовать.

В результате они небрежны, невнимательны, беспечны и легкомысленны. А еще они часто подвергают себя необоснованному риску, чтобы показать свою смелость, капризы и причуды, особенно перед сверстниками.

И таким разным современным детям уже придумано много имен — индиго, кристальные, аутисты, гиперактивные... Надо же дать объяснение необъяснимому поведению, которое не помещается в рамки сегодняшней педагогики и психологии. Тем более что управлять такими детьми невозможно, а воспитывать — неудобно. И простым решением в работе с ними становится лечение с помощью успокоительных препаратов, которые вызывают привыкание.

Хочется привести слова психиатра Сидни Уокера III: «Гиперактивность — это не болезнь. Это преступная фальсификация докторов, не имеющих понятия о том, что на самом деле происходит с детьми» (из специального доклада Международной гражданской комиссии по правам человека «Психиатрия: мир подсаженный на наркотики». 2005. стр.12).

Что на самом деле происходит с гиперактивными детьми?

Пришло время разобрать этот вопрос с точки зрения векторной психологии. Если вы уже прочитали книгу «Рожденные с характером», то в описании таких детей вы узнаете черты уретрального вектора. И здесь критически важно будет понять, что для них гиперактивность является врожденной — это жизненно необходимое свойство характера! Именно она помогает им в познании мира и только с ее помощью они смогут реализовать свое предназначение.

Задача такого человека в нашем обществе — двигаться вперед, показывать всем направление, быть лидером и быстро принимать решения в сложных ситуациях. Сам организм физиологически заточен на реализацию этой роли — все внутренние процессы проходят намного быстрее, чем у других людей.

Что произойдет, если остановить — задавить или залечить — эту врожденную быстроту? Не давая нестись вперед, сломя голову, мы тем самым перечеркиваем их естественную способность быть двигателями прогресса. А если эта физиологичная потребность не будет удовлетворена, то человек будет страдать от бессмысленности собственной жизни и глушить свою тоску во всяких излишествах.

Советы родителям гиперактивных детей

Родителям таких подвижных детей мы можем посоветовать:

  • признавайте за своим ребенком лидерство, ему важно чувствовать, что он самостоятельно принимает решения;
  • выберите вместе с ним активную секцию, где он сможет «окультуренно» проявлять свою любовь к риску: прыжки на батуте, гонки на мини-карах и другие. А скорее всего, это будет много разных секций, где ребенок будет пробовать много всего и разного;
  • как можно чаще хвалите ребенка за его невероятные идеи и эксперименты;
  • проводите эксперименты, в том числе рисковые, вместе с ним;

  • не «стройте» его повелительным тоном — это только вызовет сопротивление. Учитесь проявлять все свои дипломатические способности и обязательно интересуйтесь его собственным мнением: «Давай попробуем сделать вот так... Как ты считаешь?»;
  • не требуйте от него всегда быть усидчивым — часто он уже в первые минуты все понял (конечно, при условии, что ему эта тема была хоть как-то интересна) и готов заниматься уже чем-то другим;
  • не ругайте его за плохие оценки — во-первых, это все равно не поможет, а во-вторых, свои любимые предметы он будет знать прекрасно;
  • одним из явных признаков, что «гиперактивный вектор» характера (прим. уретральный вектор) была ущемлена, станет ситуация, когда ребенок описается в постели. Ни в коем случае не ругайте его за это, а постарайтесь выяснить, что стало причиной такого расстройства. Возможно, вы последнее время обращали больше внимания на младшего брата, а может, в детском саду произошло какое неприятное происшествие;
  • верьте в своего ребенка — его ждут великие дела!

О быстром темпе жизни

Сейчас на наших глазах происходит эволюционный скачок на уровне всего человечества. Наши дети значительно опережают нас во многом: быстро осваивают телефоны и компьютеры, быстро учатся читать, писать, задают вопросы, на которые мы с вами не сразу можем ответить, — они очень рано становятся «взрослыми».

Но все это не значит, что гиперактивность не имеет права на существование. В большинстве случаев это норма, которую нужно поддерживать и помогать детям адаптироваться в жизни. Да, патологии бывают, но как показывает 15-летний опыт Бэби-клуба, они очень редки. Поэтому родителям очень важно верить в своего ребенка! Общаться с ним, учитывая его векторность. Не всегда это просто. Но не стоит ругать детей только за то, что они пришли в этот мир иными, чем их родители. И гиперактивность — не болезнь, а другая форма сознания. И наша с вами задача понять новых детей, успеть поменять к ним отношение, приемы воспитания, чтобы им не навредить.

Любите своего ребенка! Ведь он у вас — уникальный.